Бороться с полулюдьми, изрисовывающими своими тегами каждую свободную стену, бессмысленно. Такие есть и в Сиднее, и в Стамбуле, и в Нью-Йорке. Но можно создавать для них среду, в которой им самим будет понятно, где можно малевать, а где нет резона.

 
 
 

Каждый раз, проходя мимо очередного неухоженного уголка Смоленска, вспоминаю теорию разбитых окон. Для тех, кто не в курсе, кратко: увидев одно уже разбитое окно в заброшенном доме, человек вероятнее возьмет камень и разобьет еще одно. Так же и с любым проявлением плохого. Вот почему горожане не выступают против заборов - одним больше, одним меньше, уже какая разница? Вот почему только что отмытый подземный переход на деньги из пустого бюджета через день превращается в ад перфекциониста из тысяч надписей "ирина круг - ***!".

Я поначалу радовался появлению новых крутых граффити в Смоленске, а потом загрустил. Власть легко согласилась с таким благоустройством, спихнув на него все остальные проблемы. Старый убого выглядящий дом? Налепите на него граффити, да поярче! Рассыпающаяся набережная? Лицо исторического деятеля все исправит! "Современник" на грани банкротства? Фигачь граффити-фест, и плевать, что они рисуются поверх осыпающегося памятника советской архитектуры, доживающего последние годы.

 

Яркое, кричащее о себе, вырвиглазное - зови как хочешь, но путешествуя по Армении, я почти каждую подворотню видел словно без стен - отрисованные интерьеры, пейзажи, просто какая-нибудь абстракция легкими красками, в тон остального дома... Да даже срубленные деревья, оставшиеся в виде пеньков, украшены арт-проектом местного художника! И знаешь, вот там у меня ощущалась бесконечная любовь людей к своему городу. Были и замусоренные дворы, встречал и заруиненные здания, но не встречал стремящихся уехать так быстро, как это возможно. Хотя и страна-то в целом бедная, и зарплаты там копеечные. А город любят. Потому что город любит их!

Давайте тоже так начнем учиться?