Попросил прокомментировать отказ в иске Михаилу Лаптеву, оспаривавшему режим повышенной готовности, введенный в Марий Эл указом Александра Евстифеева, упомянутую Марину Мокосееву. Она ответила, что не уполномочена этого делать. На вопрос, зачем кто-то должен уполномочивать научного работника на комментарий (в законах такой механизм не прописан), она ответила, что без официального запроса СМИ в МарГУ она ничего говорить не будет:

- Вы же понимаете, каково это — комментировать указ главы республики, живя и работая в маленьком регионе, где все друг друга знают!

Важнейший принцип правового государства – верховенство закона, в том числе верховенство закона над Александром Евстифеевым. Преподаватели это должны втолковывать студентам-юристам на первой же лекции.

Но Марина Мокосеева явно думает иначе. Для нее не гневить Александра Евстифеева даже обсуждением законности его указа (я вовсе не требовал от нее признания, что этот указ незаконен) важнее верховенства закона, принципа, что в свободной стране, коей по Конституции является Россия, все законы должны обсуждаться и эти законы можно и нужно критиковать с позиции соответствия Конституции России и целесообразности.

Полагаю (для возможного суда – это предположение, а не утверждение), верховенству мнения начальства над любым законом учит Марина Мокосеева своих студентов в ходе занятий конституционным правом в МарГУ. И сколько таких Марин Мокосеевых учит студентов праву в России!

Проповедовать своим поведением трусость перед властями – позор для юриста, особенно для обучающего других юристов. В руках юристов находятся судьбы людей, и судьба какого-нибудь человека, который судится с властями по поводу своих конституционных прав, может быть погублена из-за трусости юриста перед властью. Именно поэтому я публично говорю об этой частной истории.

Справедливости ради, студенты-юристы быстро понимают правила игры в России. Они собираются кормиться в будущем на своих должностях, требующих юридического образования, тем же обоснованием мнения начальства, каким бы это мнение ни было. Идеалистов среди них почти нет. Так что уроки Марины Мокосеевой будут для них полезными. Сколько прошедших подобную юридическую школу следователей, прокуроров и судей отправляли в тюрьму Евгения Пирогова, разоряли штрафами вышедших на одиночные пикеты, выносили приговоры, основанные на доказательствах, добытых пытками подследственных? Имя им легион.

Какой смысл лезть к людям с какими-то принципами, если этих людей все устраивает в их нынешней жизни?