Меня настойчиво и дотошно допрашивают журналисты. Почитайте, кому интересно, свежее интервью питерского журналиста Николая Нелюбина из «Фонтанки» для издания «Новый проспект». Много разных вопросов, в том числе неудобных. Больше всего мне понравился вопрос «Вы знаете, что вас не все любят?» и длинный список тех, кто не.

— Где те позитивные перемены от ЕСПЧ в соблюдении прав на мирный протест? Кремль откупается, если ЕСПЧ присуждает компенсации, и все.

— Это не совсем так. Перемены есть. По состоянию на 2010–2012 годы основным методом реагирования властей на протестные акции были административные аресты за неисполнение «законного требования сотрудника полиции», «нарушение порядка проведения акции». Но с 2012 года на смену арестам пришли штрафы. Да, штрафы постоянно увеличивались. Но штрафы лучше, чем лишение свободы.

Во-вторых, мы с вами наблюдаем, особенно в последний год, некую реабилитацию мирных протестов, если выйти за рамки МКАД. Мы уже больше 3 месяцев с вами наблюдаем события в Хабаровске. До этого был мощный протест по башкирскому Куштау, битва за Шиес. Причем в последних двух случаях экологический протест победил, власти отступили, удовлетворили требования протестующих. 

Но мы наблюдаем и обратную картину тоже. И осетинский протест, и ингушский протест привели к массовым уголовным делам, где нет никаких позитивных подвижек. Было и «московское дело» 2019 года после мирных протестов, спровоцированных региональными выборами. Но нельзя ждать от ЕСЧП быстрых изменений. Большой массив этих дел вот-вот начнет рассматриваться, и все это почти наверняка приведет к принятию нового Кодекса об административных правонарушениях. Кодекса, где будет серьезно реформирован блок про протестные акции.

Понятно, что запрет протестных акций — краеугольный камень внутренней политики Кремля последние 10 лет. Но помяните мое слово, в ближайшие 3–5 лет будут кардинальные изменения. Произойдет реабилитация и либерализация мирного протеста в РФ.

Оригинал