Города похожи на книги. Их придумывают, создают, пишут. Улицы разворачиваются как страницы, районы – как главы, века – как тома. У всего есть свое изначальное историческое название. Оно отражает тот момент человеческой жизни, который становится моментом истории.

О большинстве людей, когда-то живших в наших городах, мы не знаем ничего. Их имена не сохранила история. Старые кладбища ушли под землю, заброшены и застроены, поминальные списки забыты. И, только проходя по улицам, названным нашими предшественниками, читая и произнося эти названия, мы можем вспомнить о навсегда ушедших людях.

Имя города и улица – как имя человека. Оно формирует образ города, образ городского человеческого пространства. Историческое имя отражает уникальный ландшафт, места общественной и политической силы, места жительства мастеров и ремесленников, места строительства храмов, городских укреплений, инженерных сооружений, имена достойных граждан, жителей города. Исторические имена – это память городов, отраженная в памяти людей.

В чем была пагубность большевистского переименования городов и улиц? Большевики переучреждали государство, переписывали историю человечества. Они отрицали, унижали и уничтожали весь предшествующий слой культуры. История, заслуживающая увековечения, начиналась для них с 1917 года и его предтечей. Переименовывая улицы и города, они кровавым карандашом вычеркивали из памяти общества в первую очередь людей и мировосприятие других взглядов.

Возвращая городам и улицам их изначальные названия, мы восстанавливаем историю, оживляем корни культуры и воскрешаем человеческую память.

Видео на YouTube: https://youtu.be/jk7NnOTdAvk.

Оригинал