16 октября ушел из жизни известный воркутинский врач, сын репрессированного по политической статье узника ГУЛАГа, блогер «7x7» Марк Каганцов. Он всю свою жизнь прожил в одном городе, проработал в скорой помощи, помог издать несколько книг и вошел в число 70 самых важных людей в истории города. «7x7» вспоминает самые яркие детали его биографии.

***

Марк Каганцов родился в Воркуте после войны во время ссылки отца Якова, репрессированного в 1937 г. по политической 58-й статье. Его мать Елена — участница Великой Отечественной войны, потерявшая на фронте в результате контузии значительную часть слуха, была исключена из рядов КПСС, в которую вступила на фронте, «за связь с „врагом народа“», т. е. за то, что вышла замуж за Якова и отказалась с ним развестись. Марк вырос в Заполярье в семье учителя математики и медсестры в многонациональном окружении друзей родителей — мнимых «врагов народа», принадлежавших к цвету российской интеллигенции. Семья жила в бараке с печным отоплением, холодным туалетом. Воду носили из колонки, которая была в 100 м от дома. Двери в подъезд открывались внутрь, иначе из дома нельзя было бы выйти после пурги. Бараки были в снегу по крыши, и дети катались с крыш на санках, строили в сугробах «военные штабы». В дворовой команде были ребята, наверное, 20 национальностей: немцы, поляки, чехи, татары… Все жили дружно и ценили только человеческие качества.

В 1972 году он окончил Архангельский государственный медицинский институт. Еще будучи студентом архангельского мединститута, начал работать на скорой помощи санитаром, затем фельдшером. По окончании института вернулся в родной город Воркуту, где работал на скорой помощи свыше 40 лет - старшим врачом, заместителем главного врача по лечебной работе, неоднократно исполнял обязанности заведующего подстанцией, главного врача станции скорой помощи, заместителя главного врача горбольницы по скорой помощи. Обязанности старшего врача постоянно совмещал с выездной работой. Марк стал одним из инициаторов создания в Воркуте бригады интенсивной терапии. С раннего детства, еще до школы, Марк начал сочинять стихи. В 1963 году занял первое место на городском конкурсе на лучшее стихотворение среди детей и юношества. С той поры его стихи стали появляться в местной печати, на радио и телевидении. "Кошмарики от Марика", которыми он фонтанировал, похожи и не похожи на "гарики" Губермана. Они прожили разную жизнь, и Марк был кем угодно, но только не подражателем. 

Всю жизнь Марк Каганцов занимался изучением творчества поэтов, находившихся в лагерях на территории Республики Коми. Его стихи вошли в 25 литературных сборников и альманахов, он выпустил 10 персональных книг. В 2007 году при помощи воркутинского украинского общества и соавторов-составителей Евдокии Лисовой и Анатолия Попова «Стихи украинских поэтов — политических узников воркутинских лагерей в переводах Марка Каганцова» были изданы билингвой (на двух языках) отдельной книжкой. Марк Каганцов продолжил работу над книгой стихов украинских политзаключенных Воркуты, Инты и окрестностей (Абезь, Мульда, Чум и др.). Стихи, рожденные в застенках ГУЛАГа, ему помогали разыскивать краевед Анатолий Попов, Евдокия Лисовая и Юрий Тагиров. Книга «Я тот, чей дух не покорился» («Я тот, що духом не скоривсь») вышла в Киеве при поддержке Всеукраинского творческого союза «Конгресс литераторов Украины» (2012 г.). В ней собраны 300 стихотворений 25 украинских поэтов-политзаключенных. Перевел все стихотворения на русский Марк Каганцов, ему же принадлежит идея создания такого издания. Книга посвящена расстрелянным и замученным, известным и неизвестным, мертвым и живым.

Уникальный жизненный опыт человека, выезжавшего по вызовам скорой в шахтерской Воркуте, да еще в труднейшие годы, редкая разносторонность, интеллектуальное и человеческое бесстрашие, юмор, богатейший круг общения, счастливая семья, которую он создал и в которой выросли талантливые дети, - все это удивительный Марк, которого все мы любили.

Все, кто знал его, полны глубокой скорби, заменить его никто и никогда не сможет.