С 11 классом проходим сейчас историю начала XX века и приступили к рассмотрению одного из самых главных событий столетия. Готовясь к урокам, посмотрел великолепный французский документальный фильм "Апокалипсис: Первая мировая война" (2014) из пяти частей (среди авторов ленты также представители Канады, США, Бельгии). Посмотрел "Брусиловский прорыв" из проекта "За строчкой архивной" телеканала ОРТ. Почитал разработки уроков, выложенные учителями на различных педагогических ресурсах. Никогда раньше не обращал внимание, насколько разнится подача исторического материала на Западе и в России.

Повествование "Апокалипсиса", с одной стороны, бесстрастно излагает факты, связанные с войной 1914–1918 годов. С другой стороны, архивные кадры подобраны так, что зрителю невозможно оставаться безучастным к демонстрируемому кошмару. Здесь поля, усыпанные трупами; обезображенные шрапнелью лица; полчища крыс и вшей в окопах; солдаты, потерявшие зрение и рассудок из-за применения отравляющих газов; перепуганные бомбежками женщины и дети; страдание раненых в госпиталях; толпы инвалидов с железными протезами вместо рук и ног; бегающими по подбитому подводной лодкой, перевернувшемуся и тонущему в море кораблю матросы и пассажиры... В глазах молоденькой симпатичной девушки, оказавшейся на больничной койке после взрыва снаряда, пущенного мортирой "Большая Берта", - непередаваемый ужас, она дрожит и часто дышит. Один из множества невыносимых эпизодов, когда хочется броситься на помощь или плакать от бессилия. Когда понимаешь, что в человеческом мире так быть не должно.

Пять серий фильма подробно рассказывают о ходе войны, вызывая сочувствие и сострадание к мирным гражданам и рядовым бойцам, что переносили страшные муки. Авторы однозначно осуждают массовое убийство, обвиняя в нем правительства и генералитет всех воевавших государств. Они отмечают классовый характер бойни, когда дворяне и крупные буржуа продолжали жить во дворцах, в то время как рабочие и крестьяне погибали на фронте. Этот фильм - обвинение милитаризма, фильм - разоблачение империалистов всех мастей. Эпиграфом к нему могла бы стать фраза Эллен Кей: "Самая чудовищная жестокость войны заключается в том, что она вынуждает мужчин сообща делать то, чему каждый из них в одиночку воспротивился бы всем своим существом".

"Брусиловский прорыв" комментируют три доктора (кандидата) наук. Один из них, захлебываясь от восторга, говорит, что Австро-Венгрия потеряла от знаменитой русской наступательной операции так много людей, как никогда в истории - более миллиона. Сотни тысяч убитых, сотни тысяч раненых, сотни тысяч пленных. Никто из ученых не задается вопросом, ради чего народы вообще воевали. Вроде как надо было. Патриотизм. Они двигают стрелки на карте, оперируют цифрами потерь, словно речь идет о спортивном состязании. Об успехе армии Брусилова они рассказывают очень эмоционально, знают много, но сожаление у них вызывает лишь то обстоятельство, что таких побед больше не было. О тяготах войны, ее многомиллионных жертвах, о крахе вследствие войны самого государства речи нет.

Можно было принять за подход (частное мнение) создателей именно этого фильма, если бы не конспекты и видеоуроки отечественных учителей, гд, в основном все то же самое. Как военные стратеги, педагоги рассуждают о просчетах и достижениях военачальников, об экономической силе держав, иронизируют по поводу союзников (которые выглядят в нашей традиции чуть ли не вероломнее противника, что неправда), клеймят "пломбированный вагон" и большевиков, принимая поражение вековой давности близко к сердцу, но отчего-то лишь в итогах, результатах, а не в боли и горе людей.

И увидеть это было не слишком приятно.

Оригинал