4 октября в Йошкар-Оле прошел баркемп «Уехать нельзя остаться»

Событие напоминает выезд на дачу. Около 40 человек подрывается рано утром в воскресенье за город. На участке рядом с теплицами и парниками раскинулся шатер со всей техникой для выступлений и трансляций, посмотреть которые можно здесь

Несмотря на розовеющие рядом томаты, вымахавшие выше человеческого роста, это, конечно, никакая не дача. Выбор локации для ивента – это социальный манифест! Мероприятие решили провести на земле, которую выдают под застройку льготникам: многодетным семьям, ликвидаторам-чернобыльцам и т. д. Так, организаторы, кроме того, что нашли отличное место, заострили внимание на сложностях, с которыми сталкиваются люди и без того в уязвимом положении. Землю им власти нарезали, даже недалеко от города.

Однако о том, как люди должны до своих новых домов добираться не подумали. Инфраструктура у участка – так себе. Хорошо, что хоть электричество к поселку провели. Дороги к своим новым владениям люди прокладывают сами как могут, кое-где разложив по накатанным ямам кирпичи или ветки. Газификации нет. Спасибо, дорогие многодетные матери! Замерзайте прямо целыми семьями! Именно это увидели эксперты, прибывшие на встречу, среди которых Светлана Маковецкая – член президентского совета по правам человека и развитию гражданского общества, которая дважды в год встречается с президентом России. Вчера они впечатлились открыточными видами центра столицы республики. А сегодня видят, как живут и на что надеются простые люди.

Что там с программой?

Гражданский активист и философ Игорь Аверкиев задал ивенту тон внезапной лекцией про Родину. Вот уж где никак не ожидаешь разговоров о патриотизме, так это на пикнике, тем более, на обочине. Но все попытки перевести обсуждение вопроса в привычное нытье о нерадивых политиках спикер отбил, выкристаллизовав то, как с помощью этих концептов сообразительные элиты мотивируют обычных людей становится добровольцами, готовыми погибать за идею.

Блок про новое и очень обсуждаемое в обществе домашнее насилие от меня (Amnesty International) вылился в дискуссию о том, стоит ли развивать законодательное регулирование в этой части и что это даст. Многие мифы и страшилки вокруг этой темы помогает развеять знакомство с опытом других стран, где такое законодательство есть. А опыт Кыргызстана, где полицейских приучали к работе с охранными ордерами приказом МВД, намекает, что не обязательно начинать с закона.   

Эксперт по разработке решений для социальных сервисов государства Светлана Маковецкая напомнила о том, что без диджитал сегодня даже льгот не получить, что в условиях пандемии проявилось особенно отчетливо, а уж если вы гражданский активист, то будьте любезны регулярно перепроверять по открытым данным все о тех госорганах и соцучреждениях, от которых чего-то добиваетесь!

Среди выступлений не только лекции, но и другие форматы. Например, расширенное знакомство с создательницей паблика «Че вернулась?!» Ириной Садовиной напомнило участникам об издержках второй поправки к американской Конституции про право на владение и ношение оружия. Когда вокруг его слишком много, как в некоторых местах в США, то не все чувствуют себя безопасно. Ирина рассказала о планах по созданию научно-просветительской книги и расширению формата своей группы до портала с анонсами интересных городских событий, которые пока могут вовремя получать только водящие дружбу с журналистами.    

Кучнее всего в шатре было во время презентации перспектив для айтишников Валентина Севастьянова. А сурового и решительного бывшего главреда телеканала «Мэтр» Кирилла Панько, рассказавшего о своих приключениях в политконсалтинге и медиабизнесе, завалили вопросами.    

В общем, было ярко и насыщенно! Назвать атмосферу просветительской гражданской тусовки теплой не позволяет прохладная октябрьская погода. Событие планировали на лето, но карантин внес коррективы. Само собой, все участники были большую часть времени в масках – примета эпохи. И все же очное участие задает неповторимую атмосферу, а против осенней свежести предусмотрены пледы, обогреватели и даже сапоги с начесом.