Друзья, вот сегодня, греясь в неожиданно теплых и приятных октябрьских лучах кировского солнца, размышлял о том, как изменилась деловая культура слуг народа – чиновников, особенно высоких. Очень часто, когда говорят о работе чиновника высокого уровня, бывалые люди вспоминают, например А. М. Михеева. Молодые люди, наверное, не помнят такого, а мы вспоминаем с удовольствием, как он умел работать и как хорошо подбирал команду, какая была деловая культура у этой команды.

Деловая культура сильно зависит от ценностей человека, который решил занять какой-либо властный пост. Но самое страшное сегодня для этого человека и для людей, на жизнь которых будут влиять решения и деятельность этого человека, — это то, как меняются под воздействием системы и окружения его ценности. Именно из-за этого давления не рвутся во власть многие достойные сыны земли Российской, профессиональные, умные, творческие.

В связи с этим очень актуальным являются два вопроса:

1. Кто и как оценивает ценности человека (их устойчивость), назначая его на судьбоносную должность, например, в Кировской области, и

2. Какую систему ценностей поддерживает и развивает система и его действующий руководитель (тот, от которого зависит его дальнейшее пребывание на этом посту).

Если не углубляться (ценность - это смыслы, которым наделяется работа во власти), отношение чиновника к данной ему власти предопределяет его поведение в должности.

Чиновник в сознании большинства граждан есть представитель власти, а отношение граждан к власти определяется его опытом взаимодействия с конкретными чиновниками, и позитивность этого отношения предопределяется деловой культурой самого чиновника.

К сожалению, существующая сегодня оценка ценностей кандидатов на высокие должности очень мало интересуется его реальным отношением к власти, которую он получит. Скорее всего, оцениваются «начальником» такие качества кандидата, как лояльность к «начальнику», готовность выполнить любые, даже незаконные или нецелесообразные или неэффективные указания «начальника», наличие «крючков» для поправки поведения кандидата в случае, если он начнет действовать самостоятельно в интересах региона.

Соответственно, впоследствии и формируется у такого руководителя региона или города отношение к власти как к собственности «начальника», и в рамках интересов «начальника» выполнять все(!) его распоряжения и поручения, а что не входит в круг интересов «начальника», например реальное качество жизни населения управляемой территории, можно просто не развивать (улучшать) условия жизни, игнорировать аксиоматические требования управленческой науки, имитировать проверки жалоб населения, не рассматривать сигналы и советы экспертов, минимизировать содержательное взаимодействие с общественными организациями (инициативными группами).

Одновременно в этой ситуации начинают проявляться самые худшие стороны авторитарного управления, в том числе попытки «захапать» кусок общественного пирога побольше любыми путями, как классическими, например рейдерства, так уже и используя властные полномочия, дающие возможности присваивать денежные средства бюджета, или создавая препятствия для предпринимательской деятельности через использование возможности разрешительной и контрольно-надзорной системы.

К сожалению, с учетом того, как построена система надзора за деятельностью высоких постов, имеющиеся в стране правоохранительные структуры часто ждут политического решения сверху и, с моей точки зрения, практически уже не влияют на назначение и снятие таких руководителей или влияют в рамках кланового взаимодействия.

К моему огорчению, я наблюдаю в Кировской области всестороннюю деградацию деловой культуры чиновников, так как они благодарны за свои должности своим деньгам, высоким «дядям», своим родственникам или еще чему-то, и считаю, что основой этой деградации является практически полное отсутствие такой ценности, как «служение РОДИНЕ», которая успешно заменена чинопочитанием и лизоблюдством.

Вы можете сами вспомнить свое взаимодействие с высокими чинами в Кировской области и в городе Кирове, оценить эти эпизоды и согласиться или не согласиться со мной.

Всегда меня спрашивают, можно ли изменить ситуацию. Можно, если вы реально готовы заниматься (тратить деньги и время) минимум пять лет общественно-политической деятельностью, чтобы не допускать более на высокие должности людей с извращенной деловой культурой.

Оригинал