Комитет за гражданские права, 26 сентября 2020 года

Семинар «Проблемы социального состава правящей партии СССР в 1920-е годы»

Семинар был проведен по инициативе председателя Профсоюза работников народных предприятий М. В. Моторина.

Михаил Моторин в своем докладе отметил, что социальная принадлежность человека и социальное мышление человека могут не совпадать. Так, рабочий может иметь и социалистическое, и буржуазное, и даже феодальное сознание.

По его словам, И. В. Сталин в мае 1924 году обратил внимание на съезде ВКП(б) на то, что из 18 членов ЦК партии большевиков только один является рабочим, а 14 представляют интеллигенцию. Вместе на съезде Сталин И. В. отметил, что быстрый рост партии может привести к ее разрушению, так как даже самые большие армии разрушались из-за того, что не могли освоить те масштабы, на которые замахнулись.

Эта позиция вполне корреспондируется с позицией Ленина, который в 1922 году выступал против быстрого роста членов партии. Партия в это время уже была правящей, и рост партии за счет неподготовленных людей приводил к росту карьеризма. Ленин считал, что 532 тыс. членов партии, которые были в ее рядах в 1922 году, – это уже слишком много.

Сталин, напротив, после смерти Ленина объявил «ленинский призыв», который привел к росту членов партии в 1924 году. Уже к 1925 году ВКП(б) насчитывала 1 млн членов. В 1930 году численность партии составляла уже 4 млн человек.

М. Моторин считает, что наиболее эффективно интересы рабочих защищает интеллигенция, стоящая на позиции рабочего класса.

При Ленине партия на 93% состояла из интеллигенции, однако при Сталине партия стала почти на 100% рабочей. Но именно интеллигенция принесла в рабочие массы социалистическое сознание. 

Демократизация партии должна была состоять не в том, что меняется ее социальный состав, а в приверженности к принципу демократического централизма, зарплате для руководства партии не выше, чем в среднем по стране, отсутствие льгот, праве избирателей на отзыв депутатов.

Сталин путал классовый принцип формирования партии с обеспечением в ее социальном составе. Классовый принцип формирования партий состоит в ее классово ориентированной программе.

Носителем социалистической идеологии могут быть и капиталисты (например, Ф. Энгельс, П. Кропоткин, Савва Мамонтов), но это является исключением, таких людей среди капиталистов единицы.

Интерес рабочего в социалистических преобразованиях не означает, что он способен сам эти преобразования осуществить. Целью марксистской партии является не консервация, а ликвидация рабочего состояния, за счет использования достижений НТП, превращения рабочего в интеллигента как промежуточной стадии построения бесклассового общества.

Марксистская партия, если она является авангардом некоей армии, не может совпадать со всей армией.

Моторин отметил, что считает, что партия может быть марксисткой только в том случае, если она состоит из интеллигенции, которая обладает соответствующей идеологией и знаниями.

Эдуард Рудык обратил внимание на то, что постиндустриальные отношения стерли грань между рабочими и интеллигенцией. Рабочий утратил свою функцию производителя материальных ценностей.

После смерти Ленина В. И. произошла крестианизация партии. Но крестьяне, при всех своих достоинствах, как мелкие землевладельцы не являлись носителями социалистического сознания.

Война 1941–45 г.г., в ходе которой погибла наиболее сознательная часть населения страны, повлияла на дальнейший кризис партии.

С. В. Виноградов сослался на работу Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме», в которой Ленин критиковал позицию вождей немецкой социал-демократии, которые считали, что основным составом руководства партии должны быть рабочие. Он призвал к тому, что должно существовать многообразие марксистских партий.

Я в своем выступлении отметил, что главной ошибкой тех, кто занимался партийным строительством в 1920-х годов, стало то, что они на первое место ставили общие интересы членов партии и тех социальных групп, в интересах которых партия действовала, а не общие ценности, которые являются более устойчивыми, чем интересы.

В ходе дискуссии люди разных политических взглядов обсудили историю партии большевиков в 1920-е годы, обнаружив много параллелей и связей с проблемами современной политики.

Оригинал