Есть люди судьбы, с которыми случается то, чего не происходит с другими. Герои, жизненные повороты которых непредсказуемы. Быть может, подобное происходит чаще, чем мы думаем, но большинство не осознает этого, не замечает, даже тогда, когда это происходит с ним самим. Но если герой стоит под светом общего внимания - то это замечают, об этом толкуют все, порождая бесчисленное «ах!», «ох!» и море сплетен. Я помню один эпизод из борьбы Ельцина - он еще не был президентом, политбюро КПСС казалось почти всесильным, и он дерзко бросил вызов своим бывшим коллегам. Он уже был известен, почти как Навальный сейчас, может, и больше, и летел ради какой-то политической встречи над Испанией. Самолет (помнится, частный) поломался, пилот каким-то чудом сумел его посадить, но посадка была жесткой и Ельцин получил существенные травмы. Спина у него была и раньше повреждена (он любил играть в волейбол) - и старая травма усугубилась. И что вы думаете - в паре километров от вынужденной посадки, в испанской провинции, была лучшая в мире клиника, где работал врач именно необходимого Ельцину профиля. Он не только вылечил новые повреждения, он избавил Ельцина от старой травмы.

Кто бы мог такое подстроить? Конечно, тогда все были уверены: авария была подстроена КГБ, доказательств не было и, возможно, все это нагромождение случайностей было в самом деле случайным.

Я сам сталкивался, и не раз, с немыслимым нагромождением событий и расскажу о самом первом и простом случае: в 83-м году меня по приказу ГБ стремительно забирали в армию (также стремительно, как одного сотрудника ФБК отправили служить на Крайний Север). Медкомиссия прошла минуты за три, и о результатах ее докладывал по телефону дряхлый врач, с трудом уже выговаривающий слова. Я не слышал, что ему говорят, но слышал, как он убеждает собеседника: "Нельзя Пименова в морфлот, он не годен туда". Собеседник настаивает, но старик непреклонен и, шамкая, повторяет в трубку: "Не годен, не могу..." Итак, в морфлот, куда меня хотело направить ГБ, я не попал. И волею случая я должен был попасть в общем потоке, завершающем призыв, - а это была, как мы узнали позднее, воинская часть на Сахалине, добывающая уран. Сколько бы нас оттуда вернулось и какими? Но новый поворот: самолет, который должен был нас доставить туда, сломался, и нас забрал стройбат из Подмосковья, где были сносные условия жизни.

Случившееся в августе отравление Навального породило такую же цепь необъяснимых, неправдоподобных событий. Алексей Навальный мог умереть, пока самолет летел бы в Москву. Но пилот действовал решительно (думаю, подобное поведение предписано летными инструкциями) и запросил посадку в Омске. И в это время аэропорт получает сообщение о минировании, но, думаю, уже вопреки инструкциям - диспетчеры дают добро на посадку. За дальнейшим мы все следили, и каждое новое известие было удивительным. Когда Алексея выпустили в Германию - я думал, что он обречен, потому его и выпускают, - и эта мрачная логика дала сбой, он поправляется!

Такое впечатление, что в хаотичную игру негодяев, о которых так язвительно и талантливо делал фильмы Алексей с друзьями, вмешивались самые разные силы, и наконец сама судьба или Провидение. Надеюсь, он восстановит силы, его работа продолжится и расширится и мы все увидим и оздоровление России.

Оригинал