Существует бескрайний мир убогой топорной пропаганды, к которому мы все привыкли, невольно взирая на ее сполохи при переключении телевизионных каналов. Есть пропаганда искусная, выразительная, искрометная, за которую дорого платят, но даже знаменитые соловьевские трели со временем начинают фальшивить и все чаще срываются в петушиный крик. И есть убежденное, идущее от сердца, проникновенное слово, от этих своих качеств еще более страшное, потому что в совокупности с фанатичной глупостью оно насквозь пропитано ложью, в конечном итоге оно и есть сама ложь. Таков исторический документальный сериал Виктора Правдюка "Ночь. Улица. Террор".

Фамилия автора словно в насмешку. Этот любитель прошлого совсем не бесталанно снял множество лент на историческую тематику, глубоко веруя в собственную интерпретацию событий, однако которая ничего общего с реальностью не имеет. Нет, конечно, простительно быть консерватором, человеком религиозным, склонным к морализаторству. Но, когда зашоренный, косный, ограниченный узостью взгляда и стереотипами художник с азартом и страстью начинает преподносить фантасмагорическую картину в качестве российской истории, становится не по себе.

В нашем государстве миллионы людей вовлечены в увлекательную азартную игру. Ее правила официально не закреплены, но всем известны по опыту. Содержанием ее является высокопарность, велеречивые слова о конституции, патриотизме, правах и т. п., не имеющие никакого отношения к прямому значению этих понятий. Одни красиво говорят и обещают, другие – одобряют и аплодируют. Главная задача тех и других – своевременно не заметить, что провозглашенные цели никак не сочетаются с практикой их достижения и прямо противоположны результату. Боролись с бюрократией – открыли десятки новых ведомств и ввели сотни дополнительных справок; искореняли коррупцию – вырос класс чиновников с невероятно предприимчивыми женами и детьми; заботились о стариках – построили дворцы Пенсионного фонда; развивали местное самоуправление – убили последнюю инициативу….

В рамках сей странной игры составлена лубочная картинка Российской империи «до 13-го года». Россыпи умилительных анекдотов о славных временах самодержавия, благородном дворянстве и щедром купечестве, трогательной заботе фабрикантов о рабочем люде призваны воплощать идеи национального единения. Сонмы промывателей мозгов пробуют слепить эпоху возрождения имперских принципов и основ. То, что историческая реальность при этом подменяется мифотворчеством, вполне органично. Истина никому не нужна, в кривом зеркале России что демократия, что правовое государство, что исторические факты – все вымысел.

Повылазившие из всяких щелей современные монархисты а-ля Правдюк снимают с Романовых и их окружения вину за ситуацию начала прошлого века. В этом с ними согласны и либералы, и демократы, и патриоты-государственники. Николай II причислен к лику святых, о последнем императоре навязывается мнение как исключительно жертве революционного произвола. Образцовый семьянин, любящий муж, заботливый отец, стойкий и выдержанный человек…. Но разве это мерки для правителя государства?! Воистину, они ничего не поняли и ничему не научились. Катастрофу 1917 г. приверженцы николаевской эпохи, обманывая себя, представляют как происки немецких шпионов, заблуждение темной массы, социалистическое помешательство. Глубокий, серьезный анализ причин, приведших к краху Российской империи, их не интересует. Зато сцен с заламыванием рук, обмороками, брызгами из носа по поводу "чертовщины" 17-го года пруд пруди.

В качестве эталона нам подсовывают Петербургскую Россию с ее дворцами, балами, роскошеством, «союзником флотом». И не в счет нищий, обобранный, немытый народ. Где на огромных территориях до 80% крестьян жили в условиях малоземелья. Где образовавшийся рабочий класс погряз в пьянстве и убожестве быта. Сословность, классовая рознь, общественная полярность достигли пика. Где не гнушались трудом малолетних, а ежегодно миллиону детей отказывали в приеме в школы по причине отсутствия мест.

Пытаются методами пластической хирургии исправить лик тюрьмы народов. Где десятилетиями правили в условиях «чрезвычайного положения». Для подавления бунтов привлекали казачьи и армейские части. Где душили национальные культуры, проводили политику государственного антисемитизма. Где правительство мечтало избавиться от внутренних проблем «маленькой победоносной войной» и втянуло страну сначала в позорное противостояние с Японией, а затем в кровавое месиво Первой мировой.

…В 1906 г. К.Бальмонт написал свои пророческие строки:

Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,
Наш царь – кровавое пятно
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму — темно.
Наш царь — убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь — висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот.

Несколько строк свидетеля эпохи, и творение Правдюка было уничтожено - уже за 100 лет до своего появления.

Оригинал