Стигматизация. При встрече с человеком, непохожим на нас, становится страшно и некомфортно. Чтобы защитить себя или начать общение, мы присваиваем ему некие характеристики, ярлыки (принадлежность к субкультурам, политическим течениям, расам, наличие заболеваний и т.д.). Исходя из приписанных личности признаков выстраивается тактика общения. Это и есть стигматизация.

Нас не учат в школе и дома как нужно общаться с «другими», будь они людьми с заболеваниями или просто с необычным цветом волос.

Навешивание ярлыков при первой встрече не является чем-то отрицательным. Подобный механизм помогает нам построить первичную тактику общения. Проблема заключается лишь в том, что чаще всего ярлыки приходится навешивать на людей, относящихся к группам, с которыми ранее мы не были знакомы и знали лишь понаслышке. Предубеждения, связанные с этими группами, в большинстве своем негативны и были выстроены обществом, чтобы маркировать и отстранять от себя «иных» людей. 

* далее в ряде примеров мною будут приведены фразы и комментарии, содержащие высказывания с оскорблениями и дискриминационной лексикой, это необходимо для построения полной картины проблемы. Прошу не принимать их на свой счет.

Не пью, не курю, всем помогаю

Каждому из нас живется нелегко, но в глазах большинства активист(ки) выглядят никогда не устающими энтузиастами. В реальности же, общественные деятели ежедневно тратят не меньше сил, чем грузчик или работник завода. Особенно сложно распоряжаться своими психологическими ресурсами, которые так обесценены в России. 

Ты вечно анализируешь ужасные новости, отбиваешься от неприятелей и скептиков в комментариях и на улицах, а по вечерам пытаешься определить результаты своей просветительской деятельности. Такая жизнь истощает. 

Особая часть активистской жизни - стигма, появляющаяся из-за идеализации образа общественного деятеля и предубеждений, завязанных на ней. 

При виде новости об очередном пикете или интервью активист(ки), неподготовленная аудитория готова навешивать ярлыки и разбрасываться ими на просторах интернета, посвящая отдельные публикации «неправильному» внешнему виду, полу, цвету кожи, возрасту и происхождению. Кроме того, активист(ки) встречаются с рядом предубеждений, относящихся к их роду деятельности, несоответствие которым также публично осуждается: «активист(ки) святые: они не курят, не пьют, не ругаются матом»; «все твои деньги и ресурсы должны уходить на общественную деятельность, никакой обеспеченной и счастливой жизни»; «если ты экологический активист, то должен быть экологом по образованию, каждый месяц садить по дереву, есть одну растительную пищу и никогда не использовать пластик» и до бесконечности...

Феномен Греты Тунберг в мире стигмы

Если вы слышали о всемирно известной климатической активистке Грете, то наверняка задавались вопросом, почему ее так не любят. Я не хочу много говорить о ней, но в обсуждении нашей темы ее персона невероятно важна, ведь именно Грета соединяет в себе столько признаков дискриминируемых групп.

Волей судьбы Грета Тунберг - девушка подросток из Швеции, не подходящая под конвенциональные стандарты красоты, которая открыто говорит о своих заболеваниях и выражает мнение, отличное от большинства. Таким образом, неприятели легко выбирают за что зацепиться, оскорбляя активистку.

Давайте по порядку. Рядом со словами, описывающими Грету, я напишу вид дискриминирующей группы и все станет немного понятнее:

девушка (сексизм) подросток (эйджизм) из Швеции (предубеждение о том, что она более привилегированная, а значит, не имеет права говорить о проблемах менее обеспеченных слоев населения), не подходящая под конвенциональные стандарты красоты (здесь все ясно), которая открыто говорит о своих заболеваниях (эйблизм) и выражает мнение, отличное от большинства (несогласие с противоположным и популярным мнением).

Подростковый и детский активизм

Подростки часто встречаются с непринятием со стороны общества. Их действия осуждают дома, в школе и на просторах социальных сетей. Нам уже стало казаться, что это превратилось в норму, но это не так.

Здесь стигматизирует старшее поколение, которое говорит о проплаченности, невежестве и разрушении собственного будущего протестной деятельностью. Такое отношение со стороны родственников оказывает психологическое давление и демотивирует подростков саморазвиваться, заниматься активизмом.

Получив негативный отзыв о своей деятельности в семейном кругу, подросток идет за поддержкой к одноклассникам. В школе и в интернете молодой активист получает новую порцию осуждения в виде комментариев: 

 
 
 

Важно помнить, что большая часть взглядов человека формируется в детском возрасте и, когда подросток сталкивается с осуждением его деятельности, начинает возникать неприязнь к своему делу. Так молодые активист(ки) могут разочароваться в протесте уже в начале пути.

Подробнее о своем отношении к подростковому и детскому активизму я рассказываю для издания “Мел”, а здесь вы можете подробнее узнать о самом успешном протестном движении школьников и студентов Fridays For Future, чья деятельность стала показательной в борьбе с изменением климата.

Расизм по отношению к активист(кам)

С расизмом продолжают сталкиваться ученые экологи и климатологи, к чьему экспертному мнению мы обязаны прислушиваться как обыватели. Стигма, накладываемая на темнокожих людей, связана с предубеждениями о необразованности и неспособности цветных заниматься наукой, просвещением и политикой. Данный конструкт мешает устроится на работу и заниматься исследованиями. К темнокожим ученым и политикам реже прислушиваются, их мнение считают некомпетентным. 

Аяна Элизабет Джонс в статье для The Washington Post рассказывает о предубеждениях и трудностях, которые она встречает на своем профессиональном пути, будучи афроамериканкой. Она замечает:

«Если мы хотим успешно бороться с изменением климата, нам нужны люди с разным цветом кожи. Не только потому, что разнообразие ведет к более эффективному принятию решений, но и потому, что темнокожие люди в значительной степени больше обеспокоены изменением климата, чем белые (57% против 49%), а процент латиноамериканцев, обеспокоенных этим вопросом, составляет 70%. Объективно говоря, 23 миллиона афроамериканцев уже заботятся об окружающей среде. Они могут внести огромный вклад, для того, чтобы побороть климатический кризис».

Расизм - не какая-то далекая проблема для нашей страны. Климатический активист, координатор Fridays For Future России, Аршак Макичан в начале своего пути и по сей день сталкивается с шовинистически высказываниями на свой счет:

 
 
 

Мужской активизм

Наверняка вы замечали, что в рядах экологических активистов значительно больше женщин. Вопрос о том, почему так происходит довольно сложен и неоднозначен. Кто-то говорит о более высокой эмпатии, обеспокоенности состоянием окружающей среды среди женщин, кто-то об их духовной близости к природе. 

Дело в том, что экологический активизм был зарожден женщинами, ими развивался и продвигался. Изначально лозунги активисток были обращены к крупным компаниям, политикам-капиталистам, в целом, к мужчинам, представляющим элиту. Это феминистское настроение, пропитывающее экоактивизм, отпугивало многих мужчин, которые не хотели идти «против своих» и отождествляться с «сумасшедшими экологистками».

В патриархальном обществе существует стереотип о «мужчине-добытчике», чья основная деятельность должна быть направлена на получение экономических благ. Экологический активизм же полностью противоречит этой концепции, ведь общественная деятельность зачастую не оплачиваема.   

Активист(ки), кем бы они не являлись, чувствуют на себе стигму и общественное осуждение, которые, в первую очередь, появляются из-за консервативности общественного сознания. Смена подобного отношения потребует много времени.

Единственный способ разрушить стигму - своим примером ломать стереотипы об активистах, больше заниматься активизмом и говорить об этом открыто. Не бойтесь, говорите и следуйте свой цели!