Белорусы не признали официальные результаты выборов 9 августа и продолжают выходить на многотысячные протесты. В Минске 23 августа в массовой протестной акции приняло участие более 150 тыс. человек, люди выходили на улицы и в других городах страны.

Мы спросили у блогеров «7х7»: а смогли бы россияне так же, как и белорусы, сплотиться, чтобы отстаивать свой выбор? Возможна ли подобная ситуация в нашей стране в 2024 году?

Дмитрий Миропольцев:

«Общее у нас с белорусами - никчемные лидеры протеста, как инверсия и отражение такой же власти. Вот только вопреки этому белорусы смогли самоорганизоваться ВНЕ лидеров, автономно. А мы в 2018-м - нет.

Однако общество действительно просыпается, и успешные примеры самоорганизации БЕЗ лидеров (Хабаровск, Черемза, Куштау) тому пример. Успешному и эффективному протесту в РФ прямо противопоказаны лидеры под любым флагом и соусом. Живые - точно. Когда гражданское общество это осознает, тогда оно и проснулось. До тех же пор оно будет метаться, как за солнечным зайчиком, от Фургала к Навальному в быстрой фазе сна».

Светлана Ганнушкина:

«Нас очень много, и очень разных. Нас проще разделить и властвовать нами. Если мы спустили это "голосование" за калечение Конституции, то это значит, что пока от нас много ждать не приходится».

Валерий Семенищев:

«Объединение граждан всей страны возможно при шокирующих, из ряда вон выходящих событиях. В Беларуси это была чрезмерная, иногда сложно объяснимая жесткость силовиков. На „майдане“ это был жесткий разгон молодежи, а затем и расстрел протестующих („Небесная сотня“), на Донбассе — использование оружия (в т. ч. авиации) против мирного населения. В России такими событиями было массовое „обнуление средств“ граждан в начале и конце 90-х годов».

Евгений Доможиров:

«Нам важно, чем закончится ситуация в Беларуси. И надлежит сделать вывод из действий власти и общества. Власть свои выводы сделает в любом случае и вряд ли в 2024 году допустит к выборам даже "Тихановскую". 

И это значит, что если и ждать электорального спускового крючка, то надо использовать выборы 2021 года. В 2024 году ситуация будет еще хуже белорусской. Особенно если белорусы победят и прогонят диктатора».

Алексей Семенов:

«Белорусы, скорее всего, не "смогут защитить свой выбор" по ряду причин.

1. Большинство работает на дотационных предприятиях и бюджетных местах, то есть находится в зарплатном рабстве у государства и будет всегда голосовать за "премию".

2. Лукашенко проводит политику низкого порога заработной платы, что в условиях открытых границ выдавливает пассионариев за границу, а маргиналов заставляет изо всех сил зарабатывать хлеб насущный.

3. Национализм недостаточно силен по сравнению с Украиной, плюс большинство понимает, что без ресурсной помощи России уровень жизни большинства резко упадет, как случилось в Украине.

Эти факторы работают и в России, поэтому в ближайшее время никакого единения в протесте не будет в России».

Денис Долгополов:

«Чего нам очень не хватает по сравнению с Беларусью — это готовности бастовать. Проблема России, кроме ее правительства, еще и в том, что огромная часть населения живет не по средствам. На волне положительного экономического роста первого десятилетия века мы привыкли к довольно высокому уровню комфорта и теперь не хотим расставаться с ним, хотя ситуация сильно изменилась. Это делает нас беззащитными. Многие люди не столько боятся попасть под дубинки полиции, сколько быть уволенными по приказу сверху. У них нет ни финансовой подушки, ни решимости пожить какое-то время впроголодь или в долг.

Если россияне хотят побороться за счастливое будущее, нужно приготовиться к издержкам в настоящем.

Забастовки - не только очень эффективный метод борьбы, но и убийственно законный. Даже суровое российское законодательство, полностью запретившее в этом году выходить на улицы, не сможет принудить человека к труду или арестовать за отказ трудиться. На данный момент это наиболее совершенный инструмент противодействия произволу власти».

Александр Петров:

«К сожалению, наше общество не готово для столь масштабных антиправительственных выступлений. И сказывается не только разобщенность регионов, огромные расстояния между крупными городами, но и высокий процент поддержки Владимира Путина среди разновозрастного населения. 

Кроме того, я считаю, что Путин уже не пойдет на следующий президентский срок. На это намекает и то, как он подготовил себе подушку в Совбезе и Совфеде. А его стремление к личному комфорту (охота, рыбалка, таежные путешествия) говорит о том, что, скорее всего, Путин подготовит преемника, а сам уйдет доживать на теплом месте. Владимир Владимирович достаточно еще молод и вменяем, чтобы не доводить свою судьбу до повторения истории Чаушеску.

Ну а общее экономическое положение россиян, если оно останется хотя бы на том же уровне, оставит людей дома. Однако если оно ухудшится… Вот это, на мой взгляд, может вывести людей на улицы. Вся наша история говорит о том, что, пока сегодня в магазинах есть дешевая водка и хлеб, взяться за вилы мы не сможем. В такой момент, конечно, оппозиция будет остро нуждаться в лидере. Есть ли он сегодня, зарождается ли он где-то, проявится ли на выборах президента как альтернатива пропутинскому кандидату? Это важные вопросы, на которые у меня нет утвердительных ответов в данный момент времени.

В Беларуси все же другая ситуация. У людей почти нет накоплений, нет перспектив, а Лукашенко настолько глуп, что вызывает симпатии только у старшего поколения и приближенных к власти, да и то, судя по рейтингам и поступающим новостям, далеко не у всех».