Про столичный сад «Эрмитаж», один из первых московских увеселительных садов, и по сей день являющихся популярным местом культурного отдыха в столице, наверное, слышали все. Но мало кто знает, что и в Орле был свой сад «Эрмитаж», меньшего масштаба, но сходного назначения. В XIX веке орловский сад «Эрмитаж», как и московский, был в городе одним из главных центров театральной и эстрадной жизни.

Сад «Эрмитаж» с летним театром располагался в глубине квартала, между улицами Болховской и Георгиевской (в наши дни улицы Ленина и Тургенева) и Георгиевским переулком (сейчас это нижняя часть улицы Тургенева, примыкающая к улице Ленина). Его открыли в большой городской усадьбе, множество раз переходившей из рук в руки и перестраивавшейся. Главным домом этой старинной усадьбы было здание по современному адресу: улица Ленина, №19. К этой же усадьбе относился и дом на Тургенева, №4.

Из многочисленных владельцев усадьбы в современном Орле чаще вспоминают купцов Иордан, в середине XIX века устроивших здесь большую гостиницу, в которой несколько раз останавливался Тургенев.

Этой же семьей были выкуплены небольшие сады соседних домовладений и объединены в один большой сад, занимавший большую часть квартала.

План усадьбы из книги А. Ю. Сарана «Как пойдешь по Болховской»

Но ими ли был открыт в этом месте публичный сад с театром и прочими увеселениями или уже последующими владельцами – Красовскими и Коломниными – неизвестно. Точную дату открытия в Орле сада «Эрмитаж» мне пока выяснить не удалось. Впервые общественный сад отмечен на карте 1887 года при гостинице Коломниных.

Но в орловской прессе сад упоминался еще в 1870-х. И из некоторых таких заметок можно живо представить, как там все выглядело 150 лет назад.

Первые годы это место именовалось театром «Эрмитаж» в Семейном саду. Иногда в прессе его называли Летним театром при гостинице «Европейской». С конца 1890-х годов уже весь сад постоянно именуют «Эрмитажем», видимо, по аналогии с московским «тезкой», открытым на своем нынешнем месте, на улице Каретный ряд, в 1894 году.

Площадь орловского сада «Эрмитаж» была чуть больше 400 м². Кроме деревянного театрального павильона там был большой буфет, также из дерева. Зимой заливался каток и можно было взять напрокат коньки. Территория сада была обнесена забором.

Сад на плане 1901 года

Попасть внутрь можно было со стороны Георгиевского переулка, через большую арку между зданиями. Вход был платным: 10 копеек учащимся, а всем остальным – 15 копеек.

Георгиевский переулок в начале ХХ века

Летом в саду часто играл оркестр местного Можайского полка. В театральном павильоне выступали гастролирующие цирковые, вокальные, балетные и драматические труппы. Состав гастролеров был очень разношерстным. Среди выступавших на сцене в разное время были и «шансонетки, потряхивающие юбками», и певички «в костюме Евы», и серьезные драматические актеры, игравшие отрывки из Гоголя и Островского. Часто в саду давались балетные спектакли.

Стриптиз XIX века

Летом 1889 года газета «Орловский вестник» писала, что в саду «Эрмитаж» давал инструментальный концерт «Европейский секстет», дополненный «хором девиц», а в конце выступления в небо был запущен большой воздушный шар.

В первой половине 1898 года в «Эрмитаже» выступал цирк В. Л. Дурова, известного артиста и дрессировщика, основателя артистической династии.

Между выступлениями знаменитый артист, знавший толк в саморекламе, эпатировал орловскую публику, разъезжая в клоунском костюме верхом на свинье по улице Болховской, ругая местную власть и едко шутя по поводу пожаров, недавно пережитых городом.

 

На волне такой рекламы особой популярностью у зрителей был отмечен номер «Пожар», где пожарных изображали дрессированные мыши и другие звери. Видимо, это была специально сделанная для Орла адаптация номера «Железная дорога», одного из самых популярных дуровских аттракционов. Обычно Дуров придавал этому номеру сатирический характер, сопровождая действие различными политическими остротами, меняя их в зависимости от города и событий в стране.

В 1890-х модными становятся благотворительные вечера. Отметился в таких мероприятиях и сад «Эрмитаж». В августе 1893 года «Орловские губернские ведомости» приглашали своих читателей в сад на благотворительное драматическое представление в пользу только что открытого в Орле детского приюта «Ясли». Звездой вечера был местный артист Н. Е. Гончаров, представивший публике две комедии современных авторов - «Ни минуты покоя» и «На рельсах».

Из чтения газетных заметок разного времени складывается впечатление, что за десятилетия своего существования орловские сад и театр «Эрмитаж» не только сменили нескольких владельцев, но и, видимо следуя за растущими потребностями местной публики, совершенствовали свой репертуар. Постепенно среди представлений в саду начали преобладать не шансонетки и танцы в стиле кабаре, а инструментальные концерты, драматические спектакли и благотворительные вечера. Однако все это развитие истории сада было прервано революцией и гражданской войной.

В 1918 году здания гостиницы и сад были отняты у последнего из долгой череды владельцев – Г. Б. Кочмарского. С этого времени сад «Эрмитаж» стал называться «Садом пищевиков». Но просуществовал он с таким именем недолго. По воспоминаниям орловского краеведа В. Г. Емельянова, к началу 1930-х там «осталась лишь входная арка дома, через которую был вход в эти сады». В конце 1930-х на уже бывшей территории сада «Эрмитаж» были выстроены два больших барака.

Фото из книги А. Ю. Сарана «Как пойдешь по Болховской»

Они просуществовали до начала 1970-х и создания на этом месте новой улицы Брестской в связи со строительством Тургеневского моста. Сад находился как раз на трассе новой улицы, в районе нынешнего здания «трилистника», жилых домов и Сбербанка на Брестской.

Ни одной фотографии орловского сада «Эрмитаж», его театра или зимнего катка мне пока найти не удалось.

Дарья ФУРМАНСКАЯ

В статье использованы данные из книги А. Ю. Сарана «Как пойдешь по Болховской».

Оригинал