Побывал в главном храме вооруженных сил России, что в парке «Патриот» в Кубинке. 

 
 
 

Если честно, это ужасно: позолота, помпезность, безвкусица, гигантомания и полное отсутствие чего-то душевного и теплого, для чего идешь в храм.

Никакой тайны, никакой души и внутренней жизни: ослепляет позолота, блеск, в храме и на окружающей его территории буквально пахнет деньгами, вбуханными в стройку, - развязки, шлагбаумы, декор, убранство. Интерьеры - пародии на петербургские царские дворцы, мозаики - и светские, и духовные - в стиле сталинских станций московского метрополитена. Полно быковатой охраны в черных костюмах.

Сначала было тоскливо, полученное когда-то художественное образование говорило: «Беги, Лёша, беги», но потом я понял, что все тут очень символично. 

Храм этот - олицетворение современной государственной идеологии. Много пафоса, замешанного на победах, к которым нынешние правители не имеют отношения. Парадно-воинственное православие, которому не до души и не до человеческих метаний и боли. Маленькие людишки, завороженно рассматривающие блестящие (не в смысле блестяще сделанные, а сдобренные золотой смальтой) батальные мозаики, похожие на жития, и такие же блестящие иконы, похожие на советские агитационные плакаты - агрессивные и лишенные теплоты. Огромные пестрые витражи на стенах и потолке. 

Все воинственно и жестко, нигде нет места сомнению, раздумьям или инакомыслию. 

Простой человек может только созерцать со стороны и только восхищаться - не раздумывая и не рефлексируя.

Нашел сайт храма. Да, все правильно понял: «Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации — духовный символ России, прославляющий величайшую победу жизни над смертью».

Интересно, какую жизнь они имеют в виду? Ту, в которой еще живые солдаты разных войн влачат нищенское существование. В которой только что обнулили престарелого почти монарха. В которой нет свободного суда, но есть силовики и спецслужбы, которым наплевать на закон. Жизнь, в которой моя мама 84 лет, ветеран труда, получает пенсию в 16 тыс. руб. Она ребенок войны, ее отец погиб под Ленинградом, и я не буду сравнивать ее пенсию с пенсиями ее немецких ровесников, родители которых погибли там же.

Блин, хотел только фотки выложить и написать, как любое дело государственной важности почему-то превращается в фарс, - чем серьезнее дело, тем фееричнее фарс. И о том, как больно на это смотреть. 

А получилось как-то пафосно - видимо, навеяло размерами главного храма в Кубинке и той бездной пошлости, которую я там увидел.

Оригинал