Мы не узнали в ходе этого референдума ничего нового о нашем обществе. Путин выигрывает все выборы 20 лет напролет. Все это время у общества была возможность сказать «нет» его политике. Но общество говорило «да». 1 июля общество сказало «да» уничтожению независимости местного самоуправления, праву государства нарушать международные договоры и умалению политических прав граждан России, живущих за границей. Вольному – воля.

 

За эти 20 лет чего только в России не произошло: росла и падала экономика, нахлынула и схлынула волна террора начала 2000-х, Россия дружила и враждовала с США, в жизнь большинства вошли кредиты и социальные сети, значительное число граждан впервые в истории России смогли путешествовать по миру, в больших городах утвердился сервис и культурные стандарты по западному образцу, случились несколько войн, падало потребления алкоголя и числа заключенных — перечислять можно бесконечно. Одно оставалось неизменным: крестик в бюллетене большинства дошедших до избирательных участков напротив Путина и «Единой России».

Конечно, не нужно забывать административную мобилизацию избирателей на выборы, прямые фальсификации, недопуск до многих выборов «несистемной» оппозиции, явное преимущество одной точки зрения в СМИ. Но и переоценивать значение всего перечисленного не стоит. За выборами возможно адекватное наблюдение, только оно мало кому интересно. Любой, кто хочет в России получить информацию, отличную от правительственной, ее при минимальных усилиях получает — есть интернет, не все газеты и радиостанции еще добили. Сгон бюджетников на выборы не сопровождается недовольством этих бюджетников, да и проконтролировать, как человек проголосует, раз он дошел до избирательного участка, чаще всего невозможно.

У общества остаются рациональные мотивы голосовать за Путина. Об этих мотивах уже много написано — страх перед радикальными общественными переменами, которые, по опыту граждан, могут изменить их жизнь только к худшему, довольство теми деньгами и социальным статусом, которые многие социальные группы получили при Путине, отсутствие привлекательных для большинства альтернатив Путину.

Не видно, почему эта картина может измениться.

Два вопроса по голосованию по Конституции в Марий Эл

По статистике Центризбиркома Марий Эл, в ходе всенародного голосования по изменению Конституции наибольшую активность проявили Юринский (90,80%) и Параньгинский (90,54%) районы. Явка в Волжском районе — 84,2%, в Сернурском — 81,3%.

Известна и статистика голосования за поправки в районах Марий Эл:

  • Параньгинский район — 92%,

  • Юринский район — 91%,

  • Новоторъяльский район — 87%,

  • Сернурский район — 87%,

  • Куженерский район — 85%,

  • Килемарский район — 85%,

  • Мари-Турекский район — 84%,

  • Волжский район — 84%,

  • Оршанский район — 81%,

  • Советский район — 81%,

  • Моркинский район — 78%,

  • Медведевский район — 77%,

  • Горномарийский район — 77%,

  • Волжск — 77%,

  • Звениговский район — 75%,

  • Козьмодемьянск — 72%,

  • Йошкар-Ола — 64%.

90% явки при 90% «за» — это даже круче легендарных выборов Маркелова в 2015 году. Здравствуй, Чечня!

Вопрос первый — к «системной оппозиции», в особенности к КПРФ, призвавшей голосовать против поправок в Конституцию. Чем занимаются ваши наблюдатели в Параньге и Юрине год от года, раз там постоянно такие результаты? При этом в этот раз КПРФ не имеет претензий к голосованию! Слышал версию, что у партий просто недостаточно наблюдателей, чтобы закрыть все участки. Но — странное дело! — на единственных в новейшей истории Марий Эл выборах, где оппозиция (Сергей Казанков на выборах в Государственную думу по Марийскому одномандатному округу в 2016 году) РЕАЛЬНО боролась за власть, а не имитировала борьбу, явка и результат за «Единую Россию» в Юрине и в Параньге были вполне адекватными. И наблюдатели у партии в районах тогда нашлись!

По поведению КПРФ в ходе этого голосования — призыв к избирателям голосовать против поправок в Конституцию рядом с тем, что сама партия ранее в Думе воздержалась по этому голосованию, безразличие наблюдателей КПРФ к фальсификациям в районах, где эти наблюдатели вообще были, — напрашивается теория о том, что КПРФ призывала голосовать против по приказу из Кремля, чтобы нагнать явку.

Вопрос второй — к жителям Параньги, Юрина, Нового Торьяла и Сернура. Вам нравится, что у вас нет избирательных прав, что ваше начальство рисует вам результаты выборов? Судя по вашей нулевой реакции на эти многолетние рисовки, по вашему нулевому интересу к независимому наблюдению (не такому, где надо отсидеть день на избирательном участке за маленькую денежку, зыря в телефон) — нравится. Вольному — воля.