Наверное, многие уже проголосовали в этом «голосовании». Кто-то на участке, кто-то в палатке у своего подъезда или на пляже, кто-то, может, и в багажнике авто. А как насчет голосования в бункере? Ниже — скучный пост о голосовании в Украине.

Бегемот у посольства в Харькове, фото автора

За границей голосования, по рассказам наблюдателей, всегда треш и полный угар. Никакого порядка, законов. Я ранее был наблюдателем на выборах в течение нескольких лет в Ярославской и Владимирской областях. В этот раз я хотел понаблюдать на голосовании по месту нахождения — в Харькове.

К сожалению, это практически оказалось невозможным. ОП хотели, чтобы направления заграничные наблюдатели получали в Москве. При этом границы открывать никто не спешит. В некоторых посольствах наблюдатели были, но, судя по отчетам в соцсетях, — только «свои».

Но вернусь к Харькову. На сайте посольства и в социальных сетях о голосовании написали в самый последний момент. В Facebook появилось объявление, в котором было сказано, что посольство 1 июля не работает. На момент показалось что было сделано все, чтобы люди не пришли. Но по телефону мне сообщили, что 1 июля я могу прийти и сделать «свой выбор».

Для сравнения — посольства в других странах организуют автобусы, постоянно писали, что пройдет голосование. Возможно, действия украинского представительства можно оправдать заботой о безопасности, но достаточно спорно. К слову, пару недель назад на соседнем здании нарисовали мурал с символикой СБУ.

Фото znaj.ua

Итак, 1 июля. У входа в посольство появилось несколько полицейских микроавтобусов. При входе полицейский переписал данные моего паспорта и попросил выключить телефон — снимать, к сожалению, было запрещено.

Затем вам разрешают пройти внутрь — сотрудник посольства просит выключить телефон (вновь), выдает перчатки и измеряет температуру. Если все в порядке — сопровождает в конференц-зал, где проходит голосование. Зал с плотно закрытыми жалюзи больше напоминал бункер.

Привычного УИКа тут нет. Всего в посольства два человека — на входе и в конференц-зале. Наблюдателей внутри, конечно же, не было.

К моему приходу в списке избирателей было около 10 человек. Было видно, что не все данные в списке — загранпаспорта, были и обычные гражданские паспорта, а это запрещено. На столе также лежат список поправок, закон по поправкам — все напечатано на обычном принтере.

После внесения в список избирателей выдали бюллетень. В кабинете сделали импровизированную будку для голосования. Рядом стоял обычный переносной прозрачный ящик для голосования. Внезапно он был забит. Сотрудник посольства оправдывался тем, что все же голосовали не только сегодня.

Поставил галочку «Нет», попрощался — вот и вся любовь. Наблюдателей и журналистов там не ждали и не ждут.