Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу родственников восьмерых жителей Дагестана, расстрелянных в Чечне осенью 2016 года. Об этом сообщает адвокат «Агоры» Андрей Сабинин и правозащитная организация «Правовая инициатива».

Осенью 2016 года в течение недели пропали восемь жителей Дагестана. Свидетели заверяли, что некоторых из них похитили вооруженные люди. Через несколько дней восемь человек расстреляли во время спецоперации в Чечне, а их тела — сожгли. Позднее генетические экспертизы установили их родство с семьями пропавших. Близкие уверены, что мужчин похитили, расстреляли, тела сожгли, а никакой спецоперации не было («Медиазона» подробно рассказывала об этом деле).

Следствие настаивало, что жители Дагестана отстреливались от силовиков, которые попытались проверить у них документы, и были убиты, а машины, в которых находились молодые люди, сгорели.

В марте этого года Верховный суд Чечни признал убитых виновными в посягательстве на жизнь сотрудников полиции и незаконном обороте оружия, но прекратил уголовное дело в связи с их смертью. Апелляционная жалоба Андрея Сабинина по этому делу уже поступила в Третий апелляционный суд общей юрисдикции.

В августе прошлого года родственники убитых обратились с жалобой в ЕСПЧ. Они констатировали, что российские власти в деле их близких нарушили три статьи Европейской конвенции: статью 2 («Право на жизнь»), статью 3 («Запрет пыток») и статью 13 («Право на эффективное средство правовой защиты»). В жалобе говорилось, что «уголовное расследование насильственных исчезновений мужчин не было эффективным и независимым».

«Расследование похищений напрямую зависело от своевременного и добросовестного исполнения поручений следователя оперативными сотрудниками МВД по Дагестану, то есть теми, кого заявители считают причастными к похищениям. Органами расследования не произведены своевременно следственно-разыскные мероприятия либо не произведены вовсе», — сказано в жалобе.

На этапе коммуникации ЕСПЧ задал российским властям следующие вопросы:

  • Может ли правительство опровергнуть доводы заявителей в части того, что их родственников похитили представители государства?
  • Была ли нарушена статья 2 Конвенции («Право на жизнь»)?
  • Было ли расследование дела о пропаже и убийстве жителей Дагестана справедливым? Какие шаги предприняло следствие для проверки заявления о причастности представителей МВД к похищению?
  • Была ли нарушена статья 3 Конвенции («Запрет пыток»)?
  • Были ли у заявителей эффективные средства правовой защиты в России?

Оригинал