Здание на улице Гостиной, построенное в 1897–1900 годах для Орловского коммерческого банка, а в настоящее время занятое областным Центробанком, – одно из самых ярких и примечательных в Орле. Стиль, в котором оно выстроено, называют «неорусский» или просто «русский». Это одно из направлений эклектики, или историзма, появившееся на волне подъема интереса к национальной архитектуре. Под его влиянием в России строили здания, похожие на сказочные терема, украшенные лепниной и белокаменной резьбой, с традиционными орнаментами, фресками, изразцами и ковкой. Таким остается и здание бывшего Орловского коммерческого банка.

Автором проекта здания был архитектор Сергей Константинович Родионов – один из признанных мастеров архитектуры модерна, эклектики и неоклассицизма, реставратор и педагог.

В наши дни он больше известен как автор планировочного и архитектурного решения Новодевичьего кладбища в Москве. Первые годы своей творческой деятельности Родионов был главным архитектором города Клина Московской области. В 1888 году по его проекту там были построены торговые ряды. С 1889 года он постоянно жил в Москве и почти не работал за пределами города. Строил храмы и доходные дома, занимался реставрацией, в том числе Успенского собора в Кремле. Так как же этот чисто московский зодчий оказался в Орле? У меня есть версия на этот счет.

Владелец Орловского коммерческого банка и властелин целой финансово-промышленной империи Лазарь Соломонович Поляков был не только успешным финансистом, но и правоверным иудеем, главой московской еврейской общины.

В 1880-е годы в Москве на его средства велось строительство хоральной синагоги по проекту архитектора Семена Эйбушитца.

Однако в 1891-м, когда здание было уже готово, московские власти запретили его открытие, предписав синагогу продать или обратить в благотворительное заведение. Несколько лет спустя московская синагога была переоборудована в училище-приют. Для этих работ община во главе с Лазарем Поляковым и пригласила Родионова. Вероятно, именно тогда произошло знакомство банкира и зодчего.

В эти же годы (1890-е) Родионов построил синагогу в доме самого Лазаря Полякова на Малой Бронной улице. Это может говорить о том, что С. К. Родионов попал в число «своих» архитекторов семьи Поляковых.

В 1897 году почти одновременно в двух городах, Москве и Орле, началось строительство масштабных зданий для банков, входивших в банкирский дом Лазаря Полякова. Любимый архитектор банкира, Семен Эйбушитц (автор не только синагоги, но и целой серии домов, принадлежавших семье Поляковых), строил на углу Кузнецкого моста и Рождественки здание Московского международного торгового банка.

Другому «своему» архитектору, С. К. Родинову, Поляков поручил строительство главного здания коммерческого банка на улице Гостиной в Орле. Нельзя не отметить, что до работы над проектом орловского банка у Родионова не было ни одного здания в столь ярком «русском стиле». Можно предположить, что выбор архитектуры банка был продиктован вкусами или какими-то еще соображениями самого Лазаря Полякова. Возможно, было сочтено, что «русский стиль» больше соответствует вкусам провинциального купечества – основной клиентуры орловского банка.

Отголоски чего-то похожего на Коммерческий банк в Орле в раннем творчестве Родионова можно найти в торговых рядах города Клина

и домах Константинопольского подворья в Москве, в Крапивенском переулке, богато украшенных разноцветной плиткой.

Но главным источником вдохновения для Родионова, судя по всему, послужили не собственные его работы и не древнерусская архитектура, а произведения его современников-архитекторов.

В 1895 году в Москве на улице Большая Якиманка по проекту ярославского архитектора Николая Поздеева был построен удивительный дом-терем для купца Игумнова.

Сам архитектор Поздеев умер от туберкулеза за два года до окончания строительства, не узнав о постигшей его славе и волне подражаний его последнему творению. Фасад дома Игумнова был выполнен в духе русской архитектуры XVII века, с декоративными элементами, позаимствованными из старинных ярославских церквей и храма Василия Блаженного. Стены особняка из желтоватого кирпича были оттенены окнами в белокаменной резной окантовке, вставками с разноцветными изразцами и коваными решетками. В наши дни в бывшем доме Игумнова располагается резиденция посла Франции.

В здании Орловского коммерческого банка многое напоминает дом Игумнова. Особенно если сравнивать не с современным видом банка, а с дореволюционными фотографиями, где видны многие несохранившиеся детали.

Наибольшее сходство двум домам придает массивная центральная часть с чешуйчатой шатровой крышей и сдвоенными окнами с нависающими «гирьками». Похожи были и не сохранившиеся в Орле шатровые башни со шпилями и крыльца с пузатыми колоннами. Сходство становится более заметным, если вспомнить, что до покраски в 1970-х годах здания орловского банка красной «кремлевской» краской, сильно исказившей его облик, стены были из такого же желтоватого кирпича, как и игумновский дом. Но самое главное, что объединяет эти два «терема» в Орле и Москве, это изразцы. Керамические вставки, и по сей день украшающие корпус орловского банка, обращенный на Орлик, и «игумновские» не просто похожи. Они абсолютно одинаковые и, скорее всего, сделаны одним автором.

Любопытно, что и после завершения работ над зданием Орловского коммерческого банка архитектор Родионов будет обращаться к русскому стилю очень редко, в основном при строительстве храмов. Светские же постройки, в том числе собственный дом в Борисоглебском переулке в Москве, он строил в стиле неоклассицизма. Лишь более 10 лет спустя после работы в Орле он создал жилой дом, отдаленно напоминающий наш банк.

В 1908–1911 годах в Мещанском переулке Москвы Родионов построил доходный дом для семьи Миансаровых.

Из-за того, что фасады здания обильно декорированы керамической плиткой, в современной Москве оно известно как «дом с изразцами».

Но изразцы на этом доме уже совсем не такие, как украшающие орловский банк. Да и сам дом лишь отдельными деталями, шатровой крышей да характерной островерхой башенкой напоминает орловский проект Родионова.

О происхождении же изразцов на Коммерческом банке мною было проведено целое историко-искусствоведческое расследование. О нем я расскажу в следующий раз.

Продолжение следует...

Оригинал