Долгое время я тешил себя мыслями, что, когда подрастут дети, я оставлю им квартиры в Москве, а сам вернусь в Киров, где буду проводить старость в прогулках по набережной и старым улочкам, засиживаться в Герценке или архиве за историческими документами да писать посты (или что там будет к тому времени) о прошлом и будущем Вятки. Ну или выкуплю какое-нибудь старое здание в центре и буду его медленно, но скрупулезно восстанавливать (это, конечно, будет возможно, если по нашей стране в течение следующих 30 лет не ударит еще три-четыре кризиса). Но…

Но если здраво оценивать происходящее в Кирове и области, то к тому времени в городе не останется близких моему сердцу людей, да и сам он превратится в безликое и бездушное кирпичное чудовище. А я, скорее всего, продам оставшуюся в нем недвижимость (если она к тому времени хоть кому-то еще будет нужна) и переселюсь в маленькую, но уютную Коломну, где людям и власти сейчас не все равно, что они оставят после себя будущим поколениям, где ценят историю и пытаются вдохнуть в нее новую жизнь, где развивают экономику, запуская новые и восстанавливая старые производства, а не только строя очередной ТЦ.

Киров вот уже несколько лет не просто топчется на месте на пути к своему развитию, но и периодически делает шаг назад. Потом еще один. И еще один. И вот уже казалось, что он может сделать рывок вперед, но… Показалось. Погас свет в зале, спикеры разъехались по другим городам, утихли разговоры, и он снова остался где-то в темноте, 45-летним охранником офисного центра, который в детстве мечтал стать космонавтом, и ведь мог бы…

Завод "КРИН" мог бы стать аналогом центра дизайна Artplay, дизайн-завода "Флакон" или хорошо известного всем пространства "Красный октябрь". Нужно лишь было, сохранив часть старых зданий на его территории, при постройке новых учитывать идентичность этого места, предусмотреть в архитектуре и окружающем пространстве если не схожесть, то хотя бы отсылку к дореволюционной промышленной архитектуре, а в идеале, еще и продумать использование хотя бы первых этажей под офисы и т. п. В итоге на этом месте выросли простые кирпичные многоэтажки, которые вместе с дворами-парковками не только не украшают город, но и на десятки лет отстают не то что от мировых, да и от российских тенденций в жилищном строительстве.

В конце апреля в центре города, напротив бывшего кинотеатра "Октябрь" и сада им. Горького (появившихся в Кирове в конце 30-х годов), во время дорожных работ открылась каменная (гранитная) мостовая, сохранившаяся в хорошем состоянии. Чтобы сделали в европейских городах? Правильно, открыли бы ее полностью, дабы дополнительно подчеркнуть историю этого места. Что сделали у нас? Закатали обратно в асфальт.

А сегодня (точнее, уже вчера) приступили к сносу самого высокого промышленного строения в Кирове - здания элеватора, который мог бы быть символом этого района и нести в себе память о его прошлом промышленном и сельскохозяйственном величии, но уже не будет. И ведь (отличных и даже уже осуществленных) проектов перепрофилирования таких объектов под жилье и офисы достаточно. Но зачем это застройщику, если можно по-быстрому слепить муравейник, продать в нем квартиры и построить себе особнячок побольше где-нибудь на берегу Средиземного моря…

История Вятки, выраженная в камне, дереве, традициях, тихо уничтожается в угоду сиюминутной выгоде, по недосмотру или глупости отдельных чиновников, из-за безразличия горожан, которым приходится бороться за свое существование и некогда думать о "чужих проблемах". В то же время часто откровенное говно преподносится как "лучшие практики благоустройства городской среды", а по-настоящему хорошие проекты остаются на бумаге. При этом попытки единичных активистов как-то изменить ситуацию похожи на борьбу с ветряными мельницами.

Все это приведет к тому, что Киров может потерять ту неповторимость, за которую его любят жители и гости города, а ведь может статься так, что именно за счет нее (учитывая низкое качество транспортной инфраструктуры, медицины и экологии, уровень заработной платы, не очень приятный климат и т. п.) и продолжает жить город…

 

Оригинал