Прокурору г. Москвы Д. Г. Попову 
Руководителю ГСУ СК РФ по г. Москве А. А. Стрижову
Уполномоченному по правам человека в г. Москве Т. А. Потяевой

Копия: ФКУ ИК №4 УФСИН России по г. Москве, А. В. Маякову   

Уважаемый Денис Геннадьевич!
Уважаемый Андрей Александрович!
Уважаемая Татьяна Александровна!

Выражаю свое глубокое возмущение грубыми нарушениями прав человека, допускаемыми органами Следственного комитета в отношении члена правления Комитета за гражданские права Маякова Андрея Владимировича, 1984 г.р., на тот момент – директор Комитета за гражданские права по финансовым вопросам.

Напомню, что в результате провокации А. В. Маяков был задержан 22 октября 2019 года и помещен под стражу. Нарушения, допущенные в процессе задержания, я описывал Вам ранее.

Возможность заявить ходатайство или обжаловать решения следствия – одни из тех немногих, как правило, символических возможностей, которые есть у обвиняемого. Как правило, обвиняемые – это взрослые, которые понимают, что между карьерой, нахождением на хорошем счету у руководства и успешным расследованием дела, с одной стороны, и чистой совестью, справедливостью и непредвзятостью, с другой, большинство следователей сделает совершенно определенный выбор.

И тем не менее у большинства обвиняемых продолжает жить надежда, что случится чудо и в его деле следователь неожиданно начнет действовать по совести и закону.

Можно предположить, что надеется на это и А. В. Маяков. Так, с октября 2019 года по 26 апреля 2020 года им было направлено 362 жалобы. Маякову наивно кажется, что еще одно усилие (а он, кстати, тяжело болен), еще одна жалоба — и в его доводы вникнут, его поймут, прочтут, в конце концов, УПК Российской Федерации, уяснят, в чем были не правы, и ошибки с нарушениями обязательно исправят.

Поэтому А. В. Маяков семь месяцев писал жалобы в органы Следственного комитета, направив:
- в ГСУ СК по Москве – более 20 обращений;
- в СУ СКР Москвы по СВАО – не менее семи жалоб;
- в бабушкинское МРСО – не менее 19 жалоб + жалобу, врученную непосредственно следователю.

В ответ ему поступило:
- из ГСУ СКР Москвы – два ответа;
- из СУ СКР Москвы по СВАО – 0 ответов;
- из бабушкинского МРСО – четыре решения.

Таким образом, на более чем 46 жалоб Маякова было получено не более шести жалоб. Адвокату Аксененко Ф. А. было вручено менее 50 % принятых процессуальных решений. Аксененко сообщали о том, что о принятых решениях уведомлен он и его подзащитный Маяков. А вот из справки СИЗО №4 следует совсем обратное.

В русском языке существует интересное выражение «шарашкина контора». Оно появилось в начале XX века в СССР. Слово "шарашка" вышло из диалектного слова "шарань", что означало «жулье» или «обман». Шарашками люди стали называть тюремного типа закрытые НИИ и КБ, так как бытовало мнение о том, что в шарашке должны были каждый день изобрести какую-нибудь по-настоящему или мнимо полезную разработку, а если не смогли, то их не кормили. Выражение шарашкина контора в современное время означает «ненадежная организация, сборище жуликов, обманщиков, место, где царит беспорядок или беспредел по отношению к работе, людям». Данным выражением люди высказывают свое мнение о ненадежности конторы (фирмы, организации), с которой лучше не иметь дел и взаимоотношений.

Я долго думал, как наиболее ярко и правдиво описать нынешнюю работу ГСУ СК России по г. Москве, учесть непомерный апломб работников, детсадовскую безответственность, слив информации в СМИ, воинствующую агрессивность, нежелание выполнять простейшие требования закона и собственных обязанностей.

Согласитесь со мною, что не инквизиция XV века в Испании и 1930-х СССР, что не «черное следствие» 1980-х, а именно шарашкина контора лучше всего раскрывает стиль и результат работы следственных органов ГСУ СКР по г. Москве. Это не значит, что в органах СКР по Москве нет честных и трудолюбивых следователей. Они есть, работают по семь дней в неделю, изобличают преступников, делают нашу жизнь лучше и безопаснее. Но не они делают атмосферу в СКР.

С учетом изложенного считал бы необходимым:

  1. Провести служебную проверку, хотя бы чтобы понять, чем следователи по делу Маякова занимаются в рабочее время, как им удается дело из одного эпизода расследовать восемь месяцев, а второй эпизод предъявлять в течение трех месяцев.
  2. Принять меры к тому, чтобы СКР по г. Москве из шарашкиной конторы превратить в обычный следственный орган, который работал хотя бы на уровне самого слабого следственного отдела какого-нибудь районного ОВД-неудачника.    
  3. Уволить виновных лиц из органов СКР.         
  4. Предостеречь должностных лиц СКР по СВАО от дальнейшего нарушения закона.   

О принятых решениях и мерах прошу сообщить мне, адвокату Аксененко Ф. А. и Маякову А. В.

А. А. Бабушкин

Оригинал