Орловский театр кукол - один из старожилов театрального Орла. Официально он был основан вскоре после освобождения города от фашистов, в сентябре 1943-го. Но на самом деле труппа кукольников была создана еще в оккупацию неким Сергеем Рассальским, бесследно исчезнувшим после отхода из города немецких войск. Единственной профессиональной актрисой в кукольном театре, открытом в Орле в 1942 году, была Александра Воскресенская. Она же стала первым режиссером театра, вновь открывшегося в освобожденном городе. Первые годы Орловский кукольный театр не имел постоянного помещения. Зимой он давал спектакли на разных площадках в клубах и театрах. А летом гастролировал по Орловской области и за ее пределами, показывая свои спектакли детям и взрослым. В 1962 году Орловскому театру кукол передали здание Богоявленской церкви. Редкий житель современного Орла из тех, чье детство пришлось на времена Советского Союза, хотя бы раз не побывал в кукольном театре, располагавшемся в храме.


Картина Георгия Дышленко. Богоявленский храм переделанный в кукольный театр, с разобранным верхним глухим барабаном

До 1962 года Богоявленская церковь некоторое время была действующей. Решив открыть в ней кукольный театр, городские власти взамен открыли другую церковь – Крестительскую кладбищенскую. Туда передали утварь, иконы и один из иконостасов из храма, которому предстояло стать театром. При переоборудовании Богоявленский храм понес значительные утраты. Над основным объемом в самой старой части храмового здания конца XVII века были разобраны верхний глухой восьмерик и главка. Внутри была уничтожена роспись на стенах, а в подкупольном пространстве сделаны перекрытия, из-за которых храм на много лет утратил свою уникальную акустику.


Довоенное убранство храма

Для кукольного же театра переоборудованный Богоявленский храм стал первым зданием, где появилась возможность сделать постоянную сцену, создавать сложные в постановочном плане спектакли, расширить труппу и даже устроить театральный музей. Тогда в театр пришли новые артисты и режиссеры. Художественное оформление спектаклей стало более ярким, сложным по свету и музыкальному сопровождению. С тех пор Орловский театр кукол неоднократно становился призером всероссийских и международных фестивалей.

В 1987-–годах здание театра заметно обновилось. Решив, что храм хотя и используется не по назначению, но все-таки один из старейших памятников архитектуры в Орловской области, власти восстановили разобранную главку над куполом. А внутри театра появились росписи и большие часы с движущимися фигурками. Каждый час в них звучала музыка и приходили в движение изображения героев детских сказок - Петушка и Кота в сапогах, Пьеро, Мальвины и Буратино.

В эти же годы я впервые посетила театр. Отлично помню свой первый визит на спектакль «Три поросенка». Мне было четыре года. В наши дни многим взрослым, уже забывшим то время, становится жутковато, если на глаза попадается фотография старинного Богоявленского храма с вывеской кукольного театра. Особенно странно он выглядел со свежевосстановленной главкой, поблескивающей новыми чешуйками металла.

Но, вспоминая свои первые визиты в театр кукол, я понимаю, что тогда ни меня, ни других детей это совершенно не удивляло. Мы привыкли, что в одном храме был театр, в другом шили телогрейки, а в третьем пекли булочки. В нашей детской жизни так было всегда.

Отлично помню и свой последний визит в кукольный театр в храме. В сентябре 1994 года я пошла в 5-й класс. Новая классная руководительница, Лариса Алексеевна, организовала нам поход в театр с экскурсией. Специально для нашего класса завели чудо-часы в фойе. По лесенке мы поднялись в располагавшийся в куполе музей с витринами, где группами стояли марионетки. Жаль, что тогда и я, и другие дети из класса не смогли оценить всего увиденного и услышанного, потому что волновали нас совсем другие мысли. Все мы были дети вежливые - внимательно слушали рассказы экскурсовода и не шалили на спектакле. Но внутри нас все клокотало. Сбившись в стайки в фойе, мы шепотом негодовали – как нас, таких взрослых, повели в детский театр; за что с нами так?! К счастью, мое солидарное с классом «взрослое» возмущение не помешало запомнить многие детали того визита, ставшего историческим. Думаю, и многие мои одноклассники тепло вспоминают тот поход в театр и мысленно благодарят классную руководительницу за те не оцененные прежде ее усилия.

В том же 1994 году театр покинул здание Богоявленской церкви. И то, что мы увидели там тогда, безвозвратно ушло в прошлое. В том числе отмеченные мною мимоходом, именно в тот последний визит, чудесные росписи стен театра, сделанные орловскими художниками Анисимовым и Силаевым. При восстановлении храма их, как за 30 лет до того, старинные церковные фрески уничтожили. Фотографий тех росписей мне пока найти не удалось. Но помню, что они производили сильное впечатление на мою художественную натуру.


Для общего представления — монументальное панно тех же авторов в Мценском краеведческом музее

С 1994 года Орловский кукольный театр начал обустраиваться в новом для себя здании, возведенном в 1975 году, - ДК строителей на улице Советской, №29. Переезд стал началом современной истории кукольного театра. Но я в этом новом здании уже не бывала. Наверное, потому, что стала совсем «взрослой» и новости театра узнавала в основном из публикаций орловских СМИ. В том числе о том, что сейчас в репертуаре Орловского театра кукол более 20 спектаклей, среди которых есть постановки как для детей, так и для семейного просмотра.

При этом 10 лет назад я довольно часто бывала в районе нового кукольного театра. И каждый раз, проходя мимо, вдруг вздрагивала, слыша таинственный перезвон. Эта мелодия заставляла остановиться и погрузиться в воспоминания. В памяти всплывало детство, молодые мама и папа, первые одноклассники...

Так будоражил меня звон чудо-часов, доносившийся из театра. И так я узнала, что после переезда из Богоявленского храма их разместили на фасаде нового здания и теперь любой желающий может поностальгировать, просто проходя мимо.

Эти часы, их история и предыстория заслуживают отдельного рассказа.

Дарья ФУРМАНСКАЯ

Оригинал