Мы уже привыкли, что в Карелию приезжает масса туристов, которые не стесняются и спокойно оставляют свой мусор на берегах водоемов, обочинах дорог и в лесах. Хотя и среди местного населения хватает подобных. Люди приезжают на машинах, и при этом им сложно увезти мусор с собой. Почему – остается загадкой.

Рускеала, 2019

Первым рассмотрим горный парк «Рускеала», который находится в Сортавальском районе Республики Карелии.

Вот такое можно встретить, прогуливаясь по парку: загаженные камни, отсутствие урн по пути в некоторых местах и даже комбо в виде мешков (!!!) мусора на последнем фото. При том что это место — одно из самых доходных в области туризма в Карелии. Удивительно, почему надписей на финском языке нет?

И еще: интересно, что-нибудь изменится с "приходом" товарища Медведева... да-да, того самого. Интересно понаблюдать, как будет дальше у нас развиваться программа по раздельному сбору и "чистоте", если крупные организации так вот забивают на это все.

Относительно моды писать на камнях у дорог и т. д.: что это может быть - плохое воспитание? Отсутствие гармоничной культурой среды или просто банальная жизнь в сером окружении обшарпанных домов с кучей цветной рекламы и дырами в асфальте? Неизвестно.

Проезжая по трассе «Кола», можно наблюдать на скалах следы безудержного «народного творчества».

Прекрасные природные объекты, пусть созданные с вмешательством человека (а именно взрывные работы при постройке дороги), приобрели очень несимпатичный вид. Из-за слабой экологической образованности и культурной недоразвитости некоторых путешественников мы вынуждены созерцать такие пошлые «картины». Чем эти надписи лучше, чем слово из трех букв на заборе? Ничем.

Тем более что наскальные художества не несут никакой ценности и являются набором букв, значимых лишь для тех, кто пишет, а следовательно, не имеют никакого смысла для окружающих. Эти надписи – выражение самолюбования и эгоизма авторов, которыми движет первобытный инстинкт или банальное отсутствие культурных ценностей и воспитания.

То же самое касается и факта установки какими-то людьми идола Перуна на одной из значимых гор в Карелии.

Зачем он там? Какой смысл устанавливать идола, который никакого отношения не имеет ни к традиционной культуре северных народов, ни к окрестностям этой горы в целом. Эти люди захотели показать, что их идеалы и вера куда важнее местной культуры и истории?

Почему человек, стремясь к красоте посещаемых мест, совершает такие странные ритуалы? Туристы тем самым демонстрируют, что не считаются с местным населением, местной культурой, экологией существующего природного ландшафта. Они, вероятно, убеждены, что если кинут монетку, установят идола или напишут на скале, то кто-то «сверху» им подарит возможность вернуться в эти места? Но для этого не обязательно портить природные объекты.

Привлекательна теория жизни саамского народа, да и в общем былое мировоззрение коренных народов Севера, где человек выступал не как «венец природы», а как ее неотъемлемая часть, где люди уважительно относились и к другим людям, культурам, и к окружающей среде обитания. Они понимали: то, что они делают сейчас с окружающим миром, будь то двор, деревня, общий берег, – отразится на качестве жизни их детей, внуков, правнуков. Но современная теория жизни поменялась, сейчас часто можно слышать слоганы типа «живи сегодняшним днем». Хорошо это или плохо? Стоит поразмыслить всем нам.