В преддверии юбилея победы над фашизмом прокатился очередной скандал с памятью о войне. На этот раз новость прилетела из Усинска — финский солдат с оленем под видом доблестного красноармейца — защитника Заполярья.

И такие скандалы происходят в каком-то регионе России каждый год. Самый громкий из последнего — это схема немецкого автомата StG44 на памятнике Калашникову. Еще похожие случаи:

  • 2015 год, Алапаевск — на поздравительных плакатах изобразили марширующих солдат вермахта вместо советских солдат.
  • 2016 год, Благовещенск — на торговом киоске повесили плакат с младенцем в пилотке. Сопроводили надписью: «Я тоже буду героем - как мой прадед». На фоне за довольным ребенком черно-белое фото с виселицей, там висят трупы. И солдат вермахта, обмотанный пулеметными лентами.
  • 2019 год, Саратов — студенческое общежитие «украсили» военными снимками. Главные герои фото — опять-таки немцы в битвах под Харьковом и Сталинградом.
  • 2019 год, Копейск — к юбилею завода на заборе сделали патриотичную растяжку, чтобы показать традиции местного танкостроения. Изобразили, правда, немецкие «Тигры».
  • 2020 год, Таганрог — на юбилейных плакатах «Мы помним, мы гордимся», кроме всего прочего, изобразили немецкий танк с десантниками под Вязьмой.

И таких случаев интернет помнит очень много. Каждый раз власти в лучшем случае извиняются, но чаще просто перекладывают вину на нерадивых подрядчиков, иногда такие ляпы — плод частной инициативы кого-то, кто хочется выделиться из общей массы к празднику.

Каждый такой скандал для одних — это повод вспомнить термин «победобесие» (не хочется лишний раз вешать такой ярлык, он многих нервирует), для других — повод прочитать мораль в стиле «учите историю», для третьих — просто аргумент в пользу шашлыков на майские праздники (в противовес походу на «Бессмертный полк»).

Безусловно, такие скандалы заметны потому, что СМИ интересуют громкие инфоповоды, когда все прошло как обычно, — это ни для кого не новость. И все же почему подобные факапы происходят с завидной регулярностью, сопровождают каждый праздник?

Возможно, потому, что память о «героических непогрешимых предках» (участниках Второй мировой) возведена в разряд государственной религии или некоего гражданского культа? По логике условного чиновника средней руки подведомственные ему граждане могут не верить в бога, но «чтить предков» - это прям обязательно. На защите веры в героику 9 мая стоит уголовная статья №354.1 — о «реабилитации нацизма».

Может, чтобы исключить все эти перегибы с картинками улыбающихся фашистов, стоит просто отпустить ситуацию и не эксплуатировать память о войне в политических целях? Неужели россияне не могут чтить жертв войны и ее героев без начальственного нагнетания инфошума из каждого утюга?

Вопросы риторические.