В пятницу, 24 апреля, губернатор Кировской области Игорь Васильев собрал небольшую кампанию и объявил о новых мерах по поддержке малого бизнеса.

Пожалуй, главное - это существенное снижение ставок налога УСН с 6% до 1% и с 15% до 5%. Можно кричать: «УРАААА» — и бросать в воздух чепчики.

Сразу отметим, что речь идет о секторе экономики, где занято более 20% людей от всей численности работающих в МСП, и эти предприятия генерируют более 40% дохода в общей доле МСП. Так что есть, от чего как бы радоваться. НО... Воздержимся и возьмем в руки калькулятор.

Каким будет среднее малое предприятие в тех отраслях, которые наиболее пострадали от пандемии. Пришлось взять данные ФНС, отчеты Минфина и статистику. Получилось так: за 2019 год это малое предприятие с доходом 36 млн, средняя численность — 30 человек. Это виртуальное (а не реальное) как бы среднее малое предприятие, созданное по всем кодам ОКВЭД, которые находятся в «красном» списке.

Как индикатор, как средняя температура по больнице. Чтобы на этом предприятии оценить эффективность мер, предложенных губернатором. Вспоминаем, что снижение ставок предусмотрено только тем организациям, которые не сократили свой персонал и обеспечили оплату труда не ниже 1,5. МРОТ т. е. 18200 руб.

Итак, наш доход за год 36 млн, и у нас работает 30 сотрудников. Получается ФОТ - 6,5 млн. плюс страховые взносы почти 2 млн. 8,5 млн затраты на персонал - это 23% от дохода предприятия. В принципе, нормально, и даже вполне можно увеличить ФОТ до 40%, а некоторых сферах — до 60%. Но это если мы работаем в обычных условиях и пандемии как бы нет.

А что с доходом происходит в текущих условиях? Если первый квартал прошел нормально, то второй квартал доход -0, третий — возможно, 25% от уровня прошлого года и четвертый квартал —может быть, 50% - получается примерно 12 млн. И это еще лучший вариант. Скорее всего, будет намного хуже.

Значит, наше предприятие получит, скорее всего, в этом году доход 12 млн, но на зарплату должно потратить 7,3 млн (за вычетом грантов), т. е. более 60%. Только весьма ограниченный перечень бизнес-услуг может позволить себе такую модель выживания.

По ИП примерно ситуация такая же. Там ФОТ составит 65% от выручки. Тоже весьма узкий спектр услуг.

Остальные пролетают мимо. Т. е. примерно 700 организаций и около 23 тыс. ИП.

Вывод. Губернатор как бы говорит: одной рукой я вам даю преференцию, а другой - попробуй возьми.

Для чего устраивать весь этот цирк с конями? Любой предприниматель сразу посчитает - показуха или реальная помощь.

Значит, тут расчет на другое. Многие регионы реально снижают УСН без всяких таких условий. И это, во-первых, сигнал бизнесу - выживайте сейчас, а далее будет полегче. А во вторых - понимание: если не поддержать сейчас, то потом и некого будет поддерживать.

У нас, как сказал Александр Аузан, «малый бизнес - это как ополчение в WOW: с палками на врага, лишь бы выиграть время». КОМУ И ЗАЧЕМ - это вы сами домысливайте.

Не могу сказать, сколько нынче исчезнет, а сколько останется «малышей». Но если кто-то из них примет решение о ликвидации или «переезде» в другой регион, то, ей-богу, благодаря в том числе и таким решениям «поддержки».

А ведь если бы сделать снижение УСН для всех, без каких то кабальных условий, то бизнес получил бы надежду - сохраняя бизнес сейчас, развиваешь его в более комфортных условиях потом. Но не получилось. Место, видимо, как-то влияет на мозговую деятельность.

Пару слов об бизнес-объединениях. Всего два слова. ОНИ СОГЛАСИЛИСЬ.

Больше и сказать-то нечего.

Оригинал