Пока в России суды отказывают гражданам в удовлетворении исков об оспаривании «режима хз (хрен знает)» либо затягивают рассмотрение дел, в Европе суды начали реагировать на нарушения. 23 апреля Пражский городской суд признал недействующими и отменил с 27 апреля 2020 г. решения Министерства здравоохранения Чешской Республики, ограничивающие свободу передвижения и розничную торговлю в связи с эпидемией коронавируса.

Перевел комментарии чешских властей и некоторые фрагменты из решения суда.

«Ограничения фундаментальных прав даже в чрезвычайной ситуации должны осуществляться предусмотренным законом способом, а степень этих ограничений должна соответствовать конституционным требованиям защиты сути прав и свобод. В данном случае суд установил, что не было выполнено даже первое из этих условий» — говорится в решении суда.

Отменяя ограничения, суд не стал обращать свое решение к немедленному исполнению. Соответствующие решения Министерства здравоохранения утратят силу с понедельника 27 апреля 2020 г., а у властей останется возможность ввести за это время аналогичные меры законным путем.

«Это лишь еще одно подтверждение того, о чем мы давно говорим. Чрезвычайные меры против коронавируса можно принимать лишь в режиме чрезвычайного положения», — заявил Министр внутренних дел Чехии Ян Гамачек. «Министерство внутренних дел давно обращает внимание, что в период чрезвычайной ситуации следует действовать в соответствии с законом о чрезвычайном положении и правительство обязано принимать ограничения своим постановлением», — добавила пресс-секретарь Министерства внутренних дел Чехии Клара Длубалова.

«Я в полной мере уважаю решение суда. Лично мне, впрочем, оно кажется абсурдным. Я не понимаю, почему суд отменяет введенные властями ограничения, если очевидно, что они спасли в Чехии тысячи человеческих жизней и благодаря им мы так успешно справляемся с эпидемией», — прокомментировал премьер-министр Андрей Бабиш.

«В иске я не оспариваю полномочия властей ограничить свободы во время эпидемии. Однако я выступаю против нарушения прав предпринимателей, возмещение вреда которым затруднено противоправным способом введения ограничений. Я также выступаю против произвола в запретах и отвратительного качества самих решений об ограничениях, в которых отсутствует даже надлежащая мотивировка — а ведь речь идет о наибольшем вмешательстве в права и свободы за все время существования этой республики», — заявил юрист Андрей Достал, выступивший заявителем по делу.

Поскольку суд пришел к выводу, что Министерство здравоохранения при принятии ограничений действовало ultra vires (с превышением полномочий), то он не входил в обсуждение вопросов соответствия ограничений общественным интересам и пропорциональности ограничений фундаментальных прав и свобод человека и гражданина. Суд также не обсуждал вопросы, связанные с компенсацией вреда, причиненного незаконными мерами властей, поскольку данный вопрос не подлежит разрешению в порядке административного судопроизводства.