В социологии есть такой термин - "синдром безбилетников". Это когда народная масса с удовольствием пользуется благами, добытыми отдельными персоналиями, вербально их поддерживает, но сама делать ничего не желает. Так члены племен ждут добытчиков с охоты. Так наши скрепоносные сограждане с диванов лайкают оппозиционеров, вышедших на митинги, в кухонных беседах поддерживают защитников Шиеса и активистов, отстоявших Рыбинское водохранилище у олигарха Мордашова. В любом случае дальше входной двери протест пассивных сторонников не идет.

Эта же категория стабильно "топит" за бойкот голосований. Хотя и ежу понятно, а политтехнологу и подавно - чем ниже явка, тем выше процент у власти. Именно электоральная пассивность дала 76% "основному кандидату" на последних президентских выборах. Если недовольные проигнорируют конституционный референдум, то реальный результат вполне сможет устремиться к чеченским 146. 

В пику "безбилетникам" существует тот самый "ядерный электорат". Они носят футболки с "вежливыми людьми" и готовы в рукопашную доказывать богоизбранность "темнейшего". Именно эти граждане стабильно посещают избирательные участки, народные гуляния и делают это (к удивлению!) достаточно искренне. Для них повышается материнский капитал, выплачиваются разовые субсидии, раздаются блины с лопат и организуется бесплатный проезд до кладбищ в Радоницу. Любая малейшая подачка от власти ими воспринимается как роскошнейший подарок, требующий максимальной благодарственной лояльности в адрес «белых» и «серых домов». Притом осчастливленная масса даже не задумывается, какие суммы предварительно были у нее же из народного бюджета и "изъяты". Можно грубо назвать это холопством. Но я бы охарактеризовала как крайнюю степень отчаяния. Люди доведены до нищеты и ликованием встречают любое, даже бутофорское и манипулятивное улучшение условий своего существования.

Именно эти две категории, на мой взгляд, сильно тормозят перерождение государственного строя, европеизацию, если угодно. К сожалению, в наших людях до сих пор слишком глубоко сидит надежда на образование внезапного сказочного коммунизма. Мы ждем, когда ботинки начнут выдаваться четыре раза в год и бесплатно, когда национализируют нефть и газ и зачислят нам дивиденды на карточки. Порой создается такое ощущение, что если ежемесячно ряду наших сограждан выдавать по мешку картошки, сахара и ящику спиртного, то часть посчитает жизнь удавшейся и остаток ее проведет перед телевизором. Не все из нас готовы нести полноценную ответственность за себя и с такой же ответственностью и спросом относится к существующей власти. Мы хаим коррупционеров, расхищающих казну, — а потом сами же воруем канцелярию с работы и печатаем на офисных принтерах рефераты детям в школу. Не можем провести общее собрание жильцов в доме — и ждем, когда администрация района за нас выберет нам управляющую компанию, участковый врач - медицинскую страховую. Считаем, что нам всегда кто-то что-то должен, — и бесконечно делегируем ответственность.  

Менять устройство российского госуправления, бесспорно, нужно. Начать с перепрошивки мышления. Пора бы уже понять, что, как в старом еврейском анекдоте, "добра нам желает только мама". Ждать, что чиновники когда-либо проявят о нас родительскую заботу, искренне возлюбят и начнут печься о нашем благе, - абсурдно. А позволять им и дальше подкупать нас "бросанием мелких костей" — значит и дальше раскручивать это фатальное колесо современного крепостничества.