Всенародные каникулы продлили на весь апрель. Малые и средние предприниматели поняли: ужас без конца заканчивается, наступает ужасный конец. Спонсировать самоизоляцию персонала мало кто в состоянии. Иллюзии о господдержке растаяли. В общем, каждый умирает в одиночку.

Сейчас бизнесмены с теплой ностальгией вспоминают лихие 90-е. Братки бомбили, хоть и беззаконно, но по понятиям. Теперь ни этих, ни тех. То есть ни законов, ни понятий. В российском законодательстве нет таких норм, как «режим повышенной готовности», «режим самоизоляции» и прочие псевдоюридические выкрутасы. Причем все понимают, что штрафовать за несоблюдение такой режимности абсурдно, но наивных нет. Охреначат за что-нибудь другое. Все по-нашему: вы еще не закрылись — значит, мы идем к вам. А «мы» — это налоговая, полиция, пожарные и прочие фискалы. Имя им легион. А почему не сделать по закону и не объявить режим ЧС? Да потому, что в законах писано, что придется гражданам и юридическим лицам возмещать убытки.

А еще внезапно выяснилось, что наша страна — не только Российская, но и Федерация. Бороться с пандемией назначили губернаторов. Они и борются. Причем кто во что горазд. Большинство глав субъектов перебделись и ввели жесткий режим по примеру нерезиновой. Но если у Собянина по полтысячи заболевших в день, то в Орле шесть случаев — и ни одного летального. Бог миловал. Вероятно, на основании благоприятной статистики губернатор Андрей Клычков решил позволить субъектам предпринимательства приступить к работе. Сейчас СМИ глумятся над его указом, уж очень неконкретным. А мне кажется, что в данной ситуации только так у бизнесмена появляется право худо-бедно трудиться. А у работника есть выбор и право отказаться от выхода, если он не уверен в безопасности.

Вы, конечно, будете смеяться, но позиция Клычкова мне импонирует. Развитие ситуации непредсказуемо, и орловский губернатор реально рискует. Если пандемия придет в Орел — мало не покажется. Но, несмотря на это, он сделал выбор. Ну что ж, «безумству храбрых»…

Оригинал