Пандемия пандемией, а День дурака никто не отменял. К тому же 1 апреля – день рождения Николая Васильевича Гоголя.

СУКНО ДЛЯ «ШИНЕЛИ» ГОГОЛЯ

По случаю дня рождения Гоголя ваш корреспондент беседует с малоизвестным в узких кругах гоголеведом, автором антиутопии «Гоголь-моголь» Евгением Писаревым. (Повтор программы).

- День рождения Гоголя приходится на День дурака. А сам Николай Васильевич подурачиться любил?

- А как же! На почтовых станциях выдавал себя за значительное лицо, закадычным другом Пушкина представлялся, с которым был едва знаком. И Хлестакова он списал с себя, да и все персонажи «Мертвых душ» в нем присутствовали. Акакия Акакиевича Башмачкина он тоже из анекдота выудил, и получилось смешно хоть плач…

- Это тот, из шинели которого мы все вышли?

- Да, тот самый чиновник с нелепым именем. Но на Фёдора Михайловича Достоевского повесть произвела неизгладимое впечатление, и наш классик обронил: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». И все вдруг решили, что он про русскую литературу сказал. А по мне так утверждение очень даже сомнительное. Или, как сейчас говорят, достаточно сомнительное. Но фраза про «Шинель» вошла в обиход, а против цитаты не попрешь. Вот, которые мы и которые все, и решили в день рождения Гоголя художественными средствами материализовать фразу классика. Перфоманс, так сказать, устроить. Представьте себе: под открытым небом высится николаевская шинель. Большая такая, просторная. И не какая-нибудь бутафорская, а из натурального сукна построенная…

- Позвольте, кто это - «мы» и где вы возьмете столько сукна?

- Те, что вышли из шинели, и есть «мы». Достоевский не так прост, он иносказательно прост. Шинель - это символ суконной России, а Россия, по словам другого классика, страна казенная. Чувствуете подтекст? А насчет сукна просто: мы договорились с моршанскими суконщиками, и они пообещали даровать нам двести аршин сукна. В Моршанске сразу смекнули, какую грандиозную рекламную кампанию можно замутить на этом материале! Шинель - ведь это сквозной атрибут нашей истории! У нас полстраны шинели носили. Шинель как врата, из которых выходят все представители русской литературы, начиная с автора «Слова о полку Игореве»…

- Но «Слово», если я не ошибаюсь, написано несколькими веками ранее…

- Вы не понимаете! Всю русскую литературу под эту шинель сначала загнали, а потом писателей оттуда по очереди выводили на построение. Первый пошел, второй пошел… Поначалу мы хотели писателей из шинели выпускать согласно табели о рангах. Чтобы вертикаль соблюсти, чтобы все чин чином. Но с табелью неувязка вышла. Скажем, Пушкин был всего лишь придворным камер-юнкером, а Салтыков-Щедрин имел чин не ниже тайного советника. А как быть с великими князьями, которые при своих высоких чинах стихами баловались? А куда наших любимых генсеков ставить? Брежнева, например? Его даже в Союз писателей приняли! Или генсека Андропова? Стихи он, правда, писал паршивые, но ведь печатали! И они оба по табели о рангах имели чин не ниже канцлера, поэтому их следовало бы впереди Пушкина пускать. Представляете, какая толкотня случилась бы! Так что решили по хронологии. А то, не приведи господь, обнаружится, что и наши нынешние правители литературой балуются…

- Может быть, следовало бы ограничиться XIX веком и не париться с генсеками и президентами?

- И там проблемы! Гоголевская «Шинель» она ведь считается вершиной русской литературы о маленьком человеке. Но возьмем писателя Белкина. Изрядный, скажу вам, был прозаик! Грандиозную вещь написал, «Гробовщик» называется… А «Станционный смотритель»? Это же посильнее «Шинели» Гоголя будет, не говоря уже о «Фаусте» Гете!

- Так ведь «Станционного смотрителя» вроде бы Пушкин написал…

- Вот! И вы попались! Как, впрочем, и все именитые пушкинисты, включая Белинского. Повести Белкина изданы в 1830 году, через два года после его кончины. Они так и называются «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книжка даже снабжена предисловием издателя и биографией господина Белкина, составленной его наследницей Марьей Алексеевной Трафилиной. Там все написано! Почему эти повести издаются под одной обложкой с «Капитанской дочкой» - ума не приложу…

- Ну вот, начинается… То мы историю страны переписываем, теперь историю литературы будем перекраивать…

- Не перекраивать, а восстанавливать! Поэтому выпустим господина Белкина из-под полы шинели вслед за Державиным. Кстати, когда Пушкин писал «старик Державин НАС заметил и, в гроб сходя, благословил», не имел ли он в виду себя и Белкина? Ведь они с Иваном Петровичем были почти ровесниками…

- Однако вернемся к Гоголю, к вашему, точнее, проекту…

- Да, конечно. «Шинель» родилась, как известно, из анекдота. Один петербургский чиновник с молодых лет мечтал иметь дорогое охотничье ружье. Несколько лет копил деньги - и вот сбылось. Он тут же отправился на Финский залив уток стрелять, где ружье и утопил. Бульк - и только круги по воде. Накопил - купил - утопил. Как Герасим Муму. Очень огорчился чиновник, хоть камень на шею. Но сослуживцы скинулись и купили бедолаге новое ружье, на чем герой анекдота и успокоился. А в гоголевской «Шинели» герой умирает самым натуральным образом! Чувствуете разницу? Стало быть, во времена Гоголя в чиновничьей среде обитали не только «кувшинные рыла», но и отзывчивые люди, и была среди них взаимовыручка, своего рода корпоративность. А Гоголь отошел от правды жизни и написал клеветническую повесть! Гоголя интересовали исключительно мрачные стороны жизни тогдашней России, «мертвые души», всякая другая нежить, вроде майора Ковалева, оставшегося без носа. Ну ладно бы ему нос на войне отстрелили! А то ведь либо пропил, либо потерял. Среди всей этой компании самой симпатичной фигурой выглядит Чичиков, хотя автор и его старательно мажет черной краской. Да, скупал мертвые души… Ну и что! Может быть, Чичиков намеревался нажитые капиталы инвестировать в сталелитейную промышленность. Он об удвоении ВВП радел! Но ему чиновники не дали! Вот потому Россия и проиграла сначала Крымскую, а затем и Японскую войны. И все из-за «очернителя» Гоголя.

- Куда же тогдашние власти смотрели?

- А царь у нас либералом был! При этом самом самодержавии Гоголь не вылезал из Италии. Чуть что - и в Рим, и давай оттуда клеветать на Россию. При этом печатался, где хотел, капризничал, поучал. И знаете, не бедствовал. Он после «Ревизора» получил от анонима 20 тысяч рублей. Сумма по тем временам огромная, не то что нынешние Букеры. Говорят, что неизвестным меценатом был сам государь император Николай I. Он посредством каленого гоголевского слова с коррупцией боролся.

- Мне кажется, вы излишне строги к писателю, ведь Гоголь признанный во всем мире классик…

- Классик клеветы и очернительства! Вы можете представить, чтобы в губернском городе ВСЕ чиновники были либо дураки, либо взяточники?

- Легко! Для этого и фантазию напрягать не надо!

- А в «Ревизоре» они и то, и другое в одном лице. В советские времена этого очернителя отправили бы на поселение в самое занюханное муниципальное образование. А Гоголь еще и недоволен, пишет, что перо его то и дело утыкается в запрещенные места. Надо еще посмотреть, что это за места! Он же в душе экстремистом и ксенофобом был, вы почитайте его внимательно. А то знаете одно: «Чуден Днепр при тихой погоде…».

- Давайте не будем поминать его украинские корни, а то неровен час международный скандал случится. Вернемся все-таки к вашему проекту…

- Что, испугались! То-то же… А проект, что проект… Провалился проект! Засох на стадии протокола о намерениях. Наследники Чичикова устроили нам кризис, суконка обанкротилась, поэтому выход из шинели отменяется. Как петербургские гопники сняли шинель с Акакия Акакиевича в темном переулке, так и суконку раздели залетные дяди. Легко! Без всяких происков мировой закулисы, жидомасонов всяких, русофобов и либералов с космополитами.

- И о чем же мы тогда битый час толкуем?

- О Гоголе. Повод достойный - днюха. О нас с вами через два века вряд ли вспомнят. Ну что, будем изображать знаменитую немую сцену из «Ревизора»? Ой, что-то вы побледнели? Да у вас и спина белая!

Оригинал