Орловская улица 7-го Ноября, в прошлом Введенская, наверное, одна из старейших улиц Советского района. Ее начало отмечено еще на плане Орла 1778 года – первой в истории подробной карте центра Орла, на которой отмечены все старые улицы, существовавшие еще со времен Орловской крепости. Карта была создана в рамках подготовки к тотальной перестройке Орла по регулярному плану 1779 года. Именно тогда центр города приобрел свой современный вид. Вместо старых кривых и извилистых улиц были проложены новые – прямые и широкие, образующие прямоугольные кварталы города. Из старых, «доплановских» улиц Орла лишь малая часть пережила эту тотальную перепланировку. Среди таких счастливых исключений часть нынешней улицы 7-го Ноября – от современного Александровского моста до улицы Георгиевской. На карте 1778 года отмечена не только улица в этом месте, но и четыре уже существовавших к тому времени больших каменных зданий на ней. Удивительно, но как минимум одно из этих «доплановских» зданий скорее всего сохранилось до наших дней.

Четыре здания, отмеченных на карте, располагались вдоль улицы парами. Два из них стояли в том месте, где сейчас расположен Тургеневский мост. А значит, их искать уже бесполезно. Снесли ли их при строительстве моста в 1971 году или еще раньше из-за не очень удобного расположения относительно улицы – уже неважно.

А вот с двумя другими домами ситуация интересней – в месте, где они отмечены, до сих пор имеются постройки.

Фрагмент плана 1778 года. Красная линия — сохранившаяся часть улицы, зеленая стрелка — дома на месте моста. Желтая — дома у современного сквера Семьи.

Это три самых первых здания на улице 7-го Ноября, расположенных неподалеку от Александровского моста, между двумя скверами - Артиллеристов и Семьи. Представляют они собой двухэтажные жилые дома с магазинами и офисами на первом этаже.

За ними находится небольшой огороженный двор с сараями и гаражами.

Если верить старым картам, это только часть их прежней территории, а раньше при каждом из зданий был сад или большой двор с хозяйственными постройками, доходившими до берега Орлика. На этом месте сейчас и находятся беседка и лавочки в сквере Семьи. И это не единственная потеря домов за последние 100 лет. Сами здания тоже видали лучшие времена. Их некогда красивые фасады ныне являют печальное зрелище.

Внешнее убранство всех трех зданий сейчас довольно скромное. Но прежде лепнины и украшений на них было явно больше. Все эти излишества скорее всего сбили при одном из ремонтов советского времени.

Дома сильно перестраивались в послевоенное время, в 1960-х годах. Поэтому внутри у них не осталось и следа от старых интерьеров. Даже лестницы в подъездах хоть и деревянные, но простенькие, как в бараках.

А последние годы у всех трех домов протекает крыша. Из-за этого осыпается штукатурка со стен. а вслед за ней начинает крошиться от сырости и добротная кирпичная кладка.

Внутри домов тоже не все ладно - в подъездах на стенах видны трещины, а некоторые из лестниц на второй этаж сильно покосились.

Но если все же отвлечься ото всех этих проблем и присмотреться к зданиям повнимательней, то можно заметить, что одно из них, нынешний дом №7, заметно отличается от двух других своей масштабностью и монументальностью.

И само здание, и его фундамент заметно выше остальных. А две его дворовые стены в отличие от уличной, совершенно гладкой, сохранили часть прежнего декора. И декор этот наводит на мысли о постройке XVIII века.

Первым на этот дом обратил внимание краевед Илья Кушелев, отметив, что здание являет собой яркий образец архитектуры барокко в Орле. На это, по его мнению, указывает и общая композиция здания с выступающим посреди фасада ризалитом. Характерны барочные наличники на окнах второго этажа - с «ушами» и высоко поднятыми над перемычками сандриками.

По традиции того времени здание имело одинаковый декор на всех четырех стенах. Фрагменты барочных наличников можно увидеть и на той стене, к которой вплотную примыкает соседний дом №5. Значит, это очень старое здание было пристроено к дому №7 гораздо позже.

С учетом того, что именно в этом месте отмечено каменное здание, уже существовавшее в 1778 году, сомнений почти не остается. Дом №7 по улице 7-го Ноября, возможно, самое старое здание Советского района Орла, выстроенное еще в XVIII веке.
Кроме наличников о почтенном возрасте здания говорит и очень внушительная для такого маленького домика, почти метровая толщина стен, и то, что окна его второго этажа прежде закрывались ставнями. От них до сих пор остались кованые петли, торчащие из стены.

Ставни, как признак возраста здания, могут говорить о том, что оно строилось тогда, когда в городе еще не было полиции и каждый был сам себе охрана. Помните у Лескова: «Орел да Кромы первые воры»? Даже в начале XIX века купеческие дома на ночь превращались в закрытую наглухо крепость.

Что же касается первого этажа дома, то те окна, которые нам можно наблюдать сейчас, явно неродные. Скорее всего там раньше вообще не было окон. А были большие лавочные двери. Первый этаж был не жилым, а торговым. Обсыпавшаяся вокруг одного из окон штукатурка подтверждает эту версию, открывая следы большого заложенного проема.

А еще, «читая» следы на стенах здания, можно предположить, что над входом когда-то был козырек или балкончик, от которого остались торчащие из стены крепления.

Однако не будем забывать, что на карте в этой части улицы были отмечены два дома. Где же второй? А вот с ним все непонятно. Либо его снесли еще в XIX веке, либо один из соседних домов - сильно перестроенное здание XVIII века. Хотя в их нынешнем облике ничего это не выдает. Ни единого следа барочного декора на стенах.

Да и сами стены более тонкие, чем у дома №7. Но кто знает – может, хотя бы часть стен в них все-таки старше, чем то, что видно снаружи.

Дома №3, 5 и 7 - последний маленький фрагмент исторической застройки начала улицы 7-го Ноября. К сожалению, мне пока не удалось узнать ничего о прежних владельцах этих зданий. Но то, что эти здания целы, уже большая удача для Орла. И хотя они находятся в не очень хорошем состоянии, их сильно побитые жизнью стены еще хранят в себе ту важную информацию, которую не прочтешь ни в одной книге.

Оригинал