Одним из самых необычных и ярких дореволюционных зданий в Вятке является знаменитый «Красный замок» Тихона Булычева. Построенный по проекту архитектора И. А. Чарушина в 1911 г. на улице Николаевской (ныне — Ленина), он всегда вызывал удивление и интерес у городских обывателей и гостей Вятки. В истории необыкновенного готического булычевского замка по сей день много тайн. При этом прямое отношение к дому имели сразу несколько культовых персонажей вятской истории эпохи начала XX в.

Замок Булычева. 2016 г.

Инициатором строительства здания стал известный вятский пароходовладелец, миллионер и меценат Тихон Филиппович Булычев. Свое состояние Булычев заработал на перевозках пассажиров до Казани и Нижнего Новгорода, сельскохозяйственных грузов по Вятке, Каме и Волге – до Рыбинска и Астрахани. К началу XX в. Булычев довел численность своего флота до 19 пароходов. В 1902 г. им совместно с Яковом Тырышкиным и Торговым домом «Наследники коммерции советника Ивана Васильевича Александрова» было создано «Товарищество Вятско-Волжского пароходства». Булычев стал директором-распорядителем нового акционерного предприятия и вскоре объявил себя миллионером. Товарищество вплоть до национализации в 1918 г. приносило большой доход его членам. Это позволяло Тихону Булычеву активно заниматься благотворительной, общественной деятельностью и быть яркой фигурой в вятской бизнес-элите, среди представителей которой становится в начале прошлого века модным строить для собственных нужд роскошные особняки.

Тихон Булычев. Начало XX в.

По распространенной городской легенде, это здание Булычев строил якобы для своей дочери. Ей претила провинциальная атмосфера губернского города и нравился столичный светский лоск, поэтому, несмотря на протесты семьи, дочь Булычева уехала в Петербург. Отец же мечтал, чтобы она вернулась в Вятку, поэтому построил для нее красивый дом. Однако никаких существенных документальных подтверждений у этой легенды нет. Всего у Булычева в браке с Екатериной Александровной было четверо детей: Александра (1874 г.), Валентина (1878 г.), Николай (1888 г.), Вера (1890 г.). Валентина умерла в 1887 г., Александра вышла замуж за городского голову Якова Поскребышева, судьба Веры нам не известна. Возможно, самая молодая из дочерей Булычева действительно могла иметь гипотетическое отношение к созданию легендарного особняка.

Вид улицы Николаевской (ныне — Ленина) на север. Справа — дом купца Т. Ф. Булычева, слева — домовладения купцов-старообрядцев Лаптевых. В перспективе улицы видны Воскресенский и Покровский соборы.г. Вятка. 1914–1917 гг.

Впрочем, существует и другая версия, в которой фигурирует имя сына Булычева – Николая. Друг семьи Булычевых и вятский мемуарист А. А. Прозоров в своих воспоминаниях указывает, что «Булычев выстроил для себя на Николаевской (ныне — Ленина) улице большой дом в виде замка. Когда он был отделан, покойная моя жена, осматривая его, осталась недовольна расположением и пригодностью дома и, шутя, сказала: «Посажу я в него кикимору, так никто в нем не будет жить». Действительно, в скором времени в жилом доме дачи Булычева вспыхнул пожар. Живущей в верхнем этаже жене сына Булычева после родов пришлось при помощи акушерки спускаться из дома через балкон, причем подставленная для сего лестница не доставала до балкона, и ее держали на плечах люди, и по такой неустойчивой лестнице под треск и дым пожара пришлось спускаться больной женщине, которая, испытав страх, решительно воспротивилась переезжать в верхний этаж нового дома. Пришлось купить еще дом на Преображенской улице, позднее проданный Долгушиным, а вновь построенный замок пустовал...»

Еще одной, третьей, версии придерживалась историк архитектуры и биограф И. А. Чарушина Е. А. Андреева, которая считала, что Булычев с помощью создания необычного дома «хотел поразить воображение невесты, часто жившей за границей, привлечь ее в родные края и дать почувствовать, что и в такой глухой стороне могут создаваться истинно художественные произведения». К моменту строительства особняка Булычев действительно был неженат, его супруга Екатерина Александровна скончалась задолго до этих событий. Был ли у него в тот период времени некий роман, сложно сказать, однако по воспоминаниям А. А. Прозорова, купец долгие годы вел «уединенную жизнь».

Открытие «Дома инвалидов и сирот Великой войны» в особняке Булычева. 20 мая 1915 г.

Здание по вятским меркам было действительно уникальным, до сих пор историки спорят о том, откуда был взят сам образ подобного дома в неоготическом стиле. Сразу ряд авторов указывали, что булычевский дом стилистически близок знаменитому особняку Саввы Морозова (или его супруги З. Г. Морозовой) в Москве, построенному архитектором Ф. О. Шехтелем. Однако сын архитектора «Красного замка» И. А. Чарушина Владимир Иванович отрицал влияние постройки Шехтеля на Чарушина. Он утверждал, что Иван Аполлонович впервые увидел особняк Морозова уже при советской власти, в 20-е или 30-е гг. прошлого века. Еще одним прототипом булычевского здания мог выступить замок Мирамаре, построенный в средневековом шотландском стиле на выдающейся в Адриатическое море скале в окрестностях Триеста по проекту Карла Юнкера в 1856–1860 гг. Назывались и еще несколько зданий, сооруженных в XIX – начале XX в. в готическом стиле.

Замок Мирамаре. 2010-е гг.

Так или иначе, И. А. Чарушин, как личность творческая, сумел избежать прямой подражательности при создании своего «Красного замка». Он следовал общему стилистическому направлению готики, не копируя какое-либо здание досконально. В этой работе Чарушин убедительно продемонстрировал свое мастерство архитектора-стилизатора. От построек эклектичной архитектуры «Красный замок», бесспорно, отличает единство «вдохновляющего первоисточника». Чарушину удалось вплотную приблизиться к прототипу – готическому средневековому сооружению, при этом умело согласовать новые требования в планировке с традиционным историческим обликом города Вятки.

Воспитанники Вятского коммерческого училища. На заднем фоне — особняк Т. Ф. Булычева на улице Николаевской (ныне — Ленина). г. Вятка. 1912 г.

Очевидно, что замысел архитектурного решения «Красного замка» рождался в результате полного взаимопонимания и соавторства двух человек – Булычева и Чарушина. Влиятельный магнат, промышленник, купец, пароходовладелец Булычев был умным и грамотным заказчиком, ему необходим был дом, который бы подчеркивал финансовое состояние и высокое положение купца в обществе. Первоклассный зодчий Чарушин обладал незаурядным талантом и высоким мастерством, чтобы творить в духе передовых идей, согласно художественным, композиционным, планировочным и градостроительным принципам своего времени, именно он мог реализовать самые удивительные замыслы эпатажного купца Булычева. Более того, к началу 1910-х гг. в своем арсенале Чарушин уже имел весьма любопытный, осуществлённый им же в 1907 г. подобный проект «готического замка». Это был особняк промышленника, владельца кожевенно-обувного завода Николая Вахрушева в селе Вознесенском-Вахрушеве недалеко от Вятки. Этот необычный дом по сей день удивляет своим оригинальным обликом жителей Вахрушей и, судя по всему, именно данное здание стало первым шагом, неким «пробным камнем» к созданию Чарушиным уже более оригинальной постройки в Вятке.

Особняк купца Н. А. Вахрушева. с. Вознесенское (Вахрушевы) Слободского уезда Вятской губернии (ныне — п. Вахруши Слободского района). 1910–1930 гг.

«Красный замок» на Николаевской улице, во внешнем облике которого смешались готический стиль и экзотика Востока, был построен с помощью беспрецедентной работы архитектора И. А. Чарушина в 1911 г. В доме Булычева были предусмотрены все технические новинки и невиданные для того времени удобства: проведено электричество, водяное отопление и телефон, устроены душевые комнаты, вентиляционная система, даже работал лифт для подъема продуктов с кухни в столовую. В подвальной части дома также имелись прачечная и восточная баня. По одной из легенд, Булычев пожелал украсить стены одной из комнат серебряными рублями. Так как на целковых был изображен профиль императора, Тихон Филиппович якобы отправил в Петербург на высочайшее имя телеграмму, в которой просил разрешения на свою затею. Вскоре последовал ответ: «НЕ ВОЗРАЖАЮ ТЧК РЕБРОМ ТЧК НИКОЛАЙ».

Внутренней отделкой комнат особняка занимался художник и архитектор грузинского происхождения Н. Г. Джмухадзе. К сожалению, сложно сказать однозначно, какими конкретно было внутреннее убранство и планировка дома. После революции план здания был изъят у архитектора работниками НКВД, занимавшими под свои учреждения лучшие дома города, и до сих пор его найти не удалось. Но из воспоминаний очевидцев мы знаем, что отделка интерьеров отличалась подчеркнутой пышностью и изысканностью, которые были сообразны внешней помпезности дома. Каждое помещение особняка соответствовало определенному архитектурному стилю. В решении вестибюля сочетались стрельчатые готические арки с восточными росписями. В роспись вводились даже арабские надписи, имевшие значение благопожелания входящим. Интересно, что здание не было статичным, архитектор Чарушин долго работал над проектом и добавлял разные детали. Так, двуглавые орлы, без которых сейчас нельзя представить «Красный замок», появились на фасаде здания в 1914 г., когда Булычев уже не владел им. Старожилы вспоминали, что во рту у располагавшихся на входном портале грифонов находились электрические лампочки, которые освещали входной портал.

У подъезда особняка Т. Ф. Булычева. Во втором ряду в центре — губернский архитектор И.А. Чарушин (в форменном мундире и фуражке с белой тульей), рядом с ним, справа — Н. Г. Джмухадзе (в белом костюме и белой шляпе). Ориентировочно 1911 г.

Особняк несколько лет стоял совершенно пустой, никто из родственников Булычева так и не изъявил желания жить в нем. После начала Первой мировой войны свой пустующий дом Т. Ф. Булычев продал за треть стоимости государству в качестве акта меценатства. Это была не коммерческая сделка, а акт меценатства, за полную цену этот «Красный замок» вообще едва ли кто-то в Вятке смог бы купить. В 1915 г. в здании был открыт «Дом инвалидов и сирот Великой войны», здание стало похоже на большой госпиталь, наполненный ранеными и больными. Внутренние комнаты были переделаны в медицинские палаты. Именно в этот период времени на крыше появились статуи двуглавых орлов, без которых сейчас дом представить уже нельзя. К сожалению, простояли они недолго – после революции их убрали как символ уничтоженного царского режима. Вновь появились орлы на фасаде особняка уже только в начале 2000-х гг. после одной из новейших реставраций.

Дом инвалидов и сирот Великой войны. 1915 г

После Октябрьской революции у местной интеллигенции затеплилась надежда, что национализированный особняк будет передан вятскому музею. Однако сначала в здании с апреля до 14 июня 1919 г. размещался штаб 3-й армии Восточного фронта, а чуть позже особняк оказался занят органами ВЧК и по сей день принадлежит сотрудникам спецслужб. В советское время про «Красный замок» существовала грустная шутка: «Какое здание самое высокое в городе? — Бывший дом Булычева, из его подвалов Колыма видна...». До сих пор уникальный дом купца Булычева является закрытым объектом, куда невозможно попасть простым гражданам.

Оригинал