Сегодня мы можем констатировать, что старой деревянной архитектуры в Кирове практически не осталось. В то же время, оглядываясь назад, мы отмечаем, что дома и другие постройки в нашем городе ранее создавались в большинстве случаев именно из дерева. А чтобы дома не были однообразными, хозяева старались украсить их резьбой. В первую очередь украшали конек крыши, затем окна, выходящие на улицу и, наконец, фасад дома. Наибольшего расцвета украшение домов в Вятке архитектурной резьбой достигло на рубеже ХIХ – XX веков. При этом использовалась и плоская, и рельефная, и прорезная (сквозная и накладная) резьба. Сегодня мы предлагаем вспомнить 7 самых ярких шедевров нашего деревянного зодчества, здания, когда-то украшавшие улицы Вятки, а ныне утраченные навсегда.

1. Резной терем Рудницкого

 
 
 

В 1898 г. на северо-восточном углу улиц Богословской и Никитской (сегодня – Советской и Володарского) семьей Рудницких был построен красивый одноэтажный, обшитый тесом, деревянный дом с мезонином. Дом был ценен не только художественной составляющей, как уникальный памятник деревянного зодчества. Это также родовое гнездо знаменитого ученого-селекционера, академика ВАСХНИЛ Н. В. Рудницкого. В советское время Рудницкие лишись права владения домом. В 1924 г. в здании размещался детсад Пермской железной дороги. Чуть позже дом становится жилым: в 1930-е гг. здесь квартирует семья Гаспиковых, в 1960-е гг. – Лощмановы. Этот дом очень любил архитектор А. Г. Тинский, он внимательно следил за судьбой здания и даже посвятил ему отдельную статью в своей книге «Вятская мозаика». В ней он писал: «Прогуливаясь как-то с фотоаппаратом по городу, я неожиданно оказался перед таким домом, со вкусом и даже некоторым изяществом украшенным изумительной прорезью. Ну прямо терем-теремок – с мезонином, светелкой, балконом, верандой. Окрашенный в светлый цвет, среди почерневших от времени рубленных деревянных домов он казался легким и прозрачным… Изредка мой маршрут проходил мимо этого дома, и каждый раз возникало чувство удивления, насколько соразмерно и гармонично все в этой деревянной сказке – дом, резьба, перекресток, человек…». У энтузиастов и любителей вятской старины существовал ряд практических идей по сохранению здания, но в итоге ставший ветхим и никому ненужным дом в начале 1990-х гг. снесли, а на его месте образовался пустырь.

2. Дача архиерея в Халкидоново

 
 
 

В конце XIX в. в загородной части Вятки строится архиерейское подворье – комплекс красивых деревянных зданий в стиле русской теремной архитектуры. Называлось владение архиерея с дачей и самыми разными строениями – «Халкидоновская». 13 февраля 1897 г. в строительное отделение при вятском губернском правлении на рассмотрение и утверждение поступила смета на лесные материалы, составлял ее архитектор И. А. Чарушин. По смете предполагалось на сооружение главного дачного дома отпустить 903 бревна и еще 120 – на возведение бани. Уже через два дня смета была утверждена, и началось строительство. 30 июня 1897 г. была освящена Свято-Духовская домовая церковь подворья. В том же году осенью здесь начала работу церковно-приходская школа для девочек. Спустя несколько лет Вятское уездное земство открыло в подворье свою начальную школу, так что Халкидоново превращалось постепенно в небольшой образовательный центр. Располагались дачные постройки чуть ниже и западнее деревни Халкидоново Щербининской волости Вятского уезда. Владения дачи простирались и за проведенной в 1896 г. линией железной дороги на Котлас. В советское время красивое резное дачное здание занимали различные школьные учреждения. К сожалению, в послевоенный период красивейшее главное дачное здание сгорело. На его месте по улице Лепсе, д. 18 было построено здание средней школы №5. Бывшая территория деревни Халкидоново давно вошла в черту города, красивая архиерейская дача «превратилась» в типовое школьное здание, а последние деревенские дома, стоявшие к западу от спортпавильона «Родина», были разобраны в середине 1990-х гг.

3. Летний клуб (Воксал) в Александровском саду

 
 
 

Двухэтажный деревянный воксал в Александровском саду был построен в 1879 г. на средства общественного собрания. Архитектором выступил Иван Нефедьев (1834 – 1888 гг.), который к концу 1870-х гг. уже был известен в губернском центре как автор проекта деревянного театра на Хлебной (Театральной) площади, который впоследствии не раз перестраивался. Такая же судьба ждала и здание воксала, в начале XX в. оно претерпело значительное изменение внешнего облика: в 1908 г. к клубному помещению были сделаны две боковые пристройки. Клуб стал одним из любимых мест отдыха для вятчан. Внутри воксала были устроены танцевальный зал, бильярдная, буфет. Посетители играли в карты, шахматы и даже кегельбан. Причем для каждой игры отводилось особое помещение: шахматисты размещались в комнате под самой крышей, а любители сразиться в покер обычно собирались на летней террасе. Одновременно они могли наслаждаться прекрасным видом, который открывался на реку Вятку и заречную часть города. Здание летнего клуба радовало горожан и в советское время, когда в помещениях работал ресторан. Но в 30-е гг. прошлого века в воксале случился пожар и он сгорел. Сегодня своеобразным преемником воксала стал выстроенный на набережной Грина несколько лет назад т. н. «Шахматный домик», в котором точно также как и в дореволюционные времена, летом собираются горожане и играют в шашки и шахматы.

4. Дом врача Никольского

 
 
 

 

Один из самых красивых памятников деревянного модерна в Вятке был создан в 1909 году по проекту горного инженера Вятрячих для доктора Николая Никольского. Одноэтажный деревянный дом на каменном фундаменте с мезонином-башенкой долгое время украшал район перекрестка улиц Владимирской и Семеновской (ныне – Карла Маркса и Воровского). После революции дом был муниципализирован, но по сведениям архитектора А. Г. Тинского, доктор Никольский имел возможность жить в своем деревянном тереме как минимум до конца 1920-х годов. Старожилы вспоминали, что под окнами этого красивого дома долгое время был небольшой скверик с фонтанчиком. Позже дом по Карла Маркса, 105 был все-таки передан жильцам, а снесли его в 1978 году.

5. Кинотеатр «Колизей»

 
 
 

Самый роскошный по своей архитектуре деревянный кинотеатр старой Вятки был построен в 1913 году. В отличие от многих других электротеатров, внешне похожих на быстро сколоченный сарай, «Колизей» получился очень эстетским по своему внешнему виду. Особый шарм ему придавали несколько украшений в стиле модерн – две башенки на крыше, балконы, резные наличники, особый декор интерьера. Автором проекта здания кинотеатра был инженер вятского губернского земства Петр Шуплецов (1879 – 1930). Кинотеатр занимал место на правой стороне ул. Спасской в квартале между улицами Володарского и Карла Маркса, само его деревянное здание находилось на месте нового здания художественного музея, за домом №47 по Спасской. А с улицы проход к кинотеатру украшала красивая деревянная арка с вывеской и афишами. В начале прошлого века «Колизей» был самым вместительным (свыше тысячи мест) и удобным в городе, возможно, поэтому и проработал дольше всех дореволюционных кинотеатров – до 1978 года, когда здание кинотеатра было разобрано.

6. Театр

 
 
 

В первой половине-середине XIX века в Вятке театральная жизнь активно развивалась, но самого здания театра в городе не было. В 70-е гг. XIX в. в интеллигентской среде города встал вопрос о необходимости специального театрального помещения. Идею строительства театра активно поддерживал губернатор Н. А. Тройницкий, а деньги жертвовались частными лицами и учреждениями. В 1877 г. на Хлебной площади (позднее – Театральной) по проекту архитектора И. В. Нефедьева было выстроено деревянное здание городского театра. На первом этаже (полуподвальном) размещался буфет и печи, от которых по трубам шло отопление всего здания. Главный вход в театр находился с юга, со стороны ул. Владимирской (ныне – ул. К.Маркса). Над входом был устроен портик с балконом наверху, откуда открывался замечательный вид на перспективу Владимирской улицы. Через главное фойе можно было попасть в зрительный зал, в котором кроме партера и амфитеатра имелись галерея и ложи. Театр долгие годы был центром общественной и культурной жизни Вятки, но после переименования города в Киров и присвоения ему статуса областного центра было принято решение о строительстве нового здания театра – каменного. К 1939 г. старый деревянный театр разобрали. Сегодня на его месте расположена северная часть Театрального сквера с фонтаном.

7. Флигель Рязанцевой

 
 
 

Флигель с красивой деревянной резьбой долгое время располагался на перекрёстке Спасской и Владимирской улиц. После ранней смерти хозяина участка музыканта и художника В. Н. Рязанцева его вдова Юлия Анатольевна Зарецкая-Рязанцева построила здесь деревянный, украшенный резьбою, домик. Он стоял на северной стороне улицы Спасской, в квартале между улицами К.Маркса и Володарского. Поставленный на каменный подвальный этаж, обшитый тёсом флигель под четырёхскатной железной крышей, с двумя крылечками на фасаде был вполне современным городским строением. От многих других зданий он отличался тем удивительным тактом и вкусом, с которыми был украшен его главный фасад. После муниципализации всей усадьбы её главный дом был отдан под общежитие рабочих находящейся по соседству городской электростанции, а деревянный флигель передан губздраву под жильё сотрудников. В связи с началом строительства нового здания художественного музея флигель с резным декором в 1986 году снесён.

Оригинал