Рекомендации круглого стола «Проблемы реализации свободы совести в связи со статусом организации Свидетелей Иеговы* как экстремистской» (Комитет за гражданские права, 21 февраля 2020 года).

В настоящее время церковь Свидетелей Иеговы* запрещена в 33 странах мира. В России религия Свидетелей Иеговы* не запрещена, однако при этом запрещены организационные структуры Свидетелей Иеговы*.

Опыт преследования Свидетелей Иеговы* показывает, что правовая неопределенность критериев признания религиозной организации экстремистской создает опасность произвольного признания экстремистским любого религиозного течения. В ситуации со Свидетелями Иеговы* сложилась ситуация, когда экстремистской признана мирная, пацифистская организация.

Запрет Свидетелей Иеговы* на переливание крови никак не влияет на практику оперативного лечения пациентов, так как решение о переливании крови принимает врач, а не пациент.

Запрет организаций Свидетелей Иеговы* создает опасности:

- чрезвычайно широкой трактовки понятия «экстремизма»;
- стирания грани между религиозным вероучением и экстремистской идеологией;
- создания предпосылок для предъявления претензий практически к любой религиозной организации;
- необоснованного вмешательства государства в дела религиозных организаций.

Участники круглого стола рекомендуют:

1. Необходима правовая регламентация реализации права последователей религиозных организаций, признанных экстремистскими и запрещенных судами, на исповедание совместно с другими лицами своей религии и также прав иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Эти права гарантируются статьей 28 Конституции России, которая гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

2. Необходим пересмотр определения экстремизма, в первую очередь – установление неразрывной связи экстремизма с осуществлением насильственных действий или призывами к насилию.

3. Требуется адекватная интерпретация запрета пропаганды религиозного превосходства, содержащаяся в части 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации. В данном случае необходимо разъяснение Конституционного суда Российской Федерации, что пропаганда претензий на религиозное превосходство по смыслу статьи 29 Конституции РФ предполагает призывы к обеспечению большего объема прав для последователей одних религий и введение дискриминационных мер для представителей других религиозных течений.

Утверждение об истинности той или иной религии со стороны ее последователей, а также о ложности других религий является частью религиозных верований и убеждений, присущих практически всем религиям, и может рассматриваться в качестве богословских дискуссий, относящихся к вопросам внутренней жизни религиозных объединений, которое само по себе не является пропагандой религиозного превосходства.

Оригинал

* В материале упомянута организация, деятельность которой запрещена в РФ