В Марий Эл с 2015 года или под следствием, или уже приговорены судом к наказанию многие высшие чиновники республики недавнего времени – Леонид Маркелов, Павел Плотников, Наталия Хайруллова, Андрей Загайнов и другие. Почему это произошло, и что будет дальше?

- Почему волна арестов высших марийских чиновников началась именно в 2015 году?

- Не помню, кого кроме Павла Плотникова и Александра Туруева в 2015 году начали судить. Но в аресте Плотникова причиной просматривается конфликт между ним и главой региона. После конфликта Плотникова успешно "слили". Марийской специфики в этих арестах нет. Мы периодически видим подобные аресты и в других регионах.

Преступления - индивидуальная история, но они в то же время типичны и для других чиновников. Как правило, это одни и те же статьи УК. Мнение же о том, что у правоохранительных органов есть материал для всех, имеет право быть. После отставок политическая воля иногда складывается так, что на человека быстро возбуждается уголовное дело, и его отправляют в тюрьму. Так произошло с Леонидом Маркеловым.

- Раз в Марий Эл столько посадок чиновников, высшие чиновники Марий Эл по современным российским меркам какие-то особенно вороватые?

- Не особенно, но большое количество уголовных дело в их отношении связано с тем, что у власти долгое время находился один клан, не было сменяемости и политической конкуренции. Чиновники чувствовали себя безнаказанно и вели себя, будто им все дозволено. 

- Или тогда правоохранительные органы Марий Эл какие-то особенно свирепые?

- Тоже нет. Но посадка одного чиновника начинает раскручивать клубок других уголовных дел в регионе. Если уж начали раскручивать дело одного и нашли что-то на другого, что теперь, не сажать? 

- Есть ли другие действительные причины марийских чиновников  -  ссоры, конфликты, интриги, потеря политического влияния, кроме обвинений правоохранительных органов?

- Инициаторов ареста мы не знаем, так как не работаем ни в прокуратуре, ни в СК. Предполагаем, что сигнал к аресту мог поступить от исполнительной власти. Могут быть политические причины ареста того же Маркелова, поскольку Путин в 2017 г. говорил о том, что Маркелов просится на другое место работы. Есть мнение, что Маркелов не выполнил установку на спокойный уход из власти, продолжил проявлять свои амбиции, за что и поплатился. 

- У ЛДПР есть свое мнение о виновности осужденных и подследственных чиновников в преступлениях, в которых их обвиняют?

- Мнение по виновности или невиновности выражает суд. Мы считаем, что дыма без огня не бывает. 

- Можно ли говорить фальсификации уголовных дел, давлении на подследственных, их тяжелых условиях содержания в тюрьме хотя бы по нескольким подобным делам? Как вы прокомментируете мнение Маркелова, что у прокуроров и следователей есть материальная мотивация арестовывать у подследственных по коррупционным делам деньги и имущество, и аресты становятся завуалированным вымогательством?

- Мы не можем говорить о произволе, так как не являемся участниками процесса и не знаем материалов дела. Я сомневаюсь, что условия содержания у Маркелова и проходящих по его делу тяжелее, чем у других людей в этих же СИЗО. Просто они привыкли жить в люксовых условиях, поэтому теперь им тяжелее. Условия содержания в тюрьмах и СИЗО надо менять для всех, а не лично для Маркелова. Сложно себе представить материальную мотивацию прокуроров и следователей, поскольку они требуют изъять имущество в пользу государства.

- Эффективны ли эти посадки с точки зрения искоренения коррупции в Марий Эл?

- Они полезны, потому что безнаказанность порождает увеличение лиц, участвующих в коррупции, и увеличение аппетитов чиновников. Коррупция может быть устранена только тогда, когда будет неотвратимость наказания. И для других чиновников в Марий Эл это наглядный пример. Да, можно руководить регионом 16 лет, можно позволять что угодно, но в итоге это может вылиться в проблемы, срок, тюрьму.

- Случайно ли, что среди арестованных и осужденных чиновников Марий Эл нет тех, кого привел в Марий Эл и выдвинул Александр Евстифеев?

- Чиновники Евстифеева, не успев освоиться в Марий Эл, уже разъезжаются по домам. Пока еще рано говорить о возможности каких-то дел против них, успели они что-то совершить противоправное - мне неизвестно. Но, думаю, будут уголовные дела на тех, кто работал при Маркелове и остался работать при Евстифееве.

- Каковы ваши предложения по борьбе с коррупцией в Марий Эл?

- Если ЛДПР придет к власти в Марий Эл, ситуация с коррупцией изменится. Во-первых, мы сформируем коалиционное правительство. Нахождение во власти представителей разных партий порождает конкуренцию, увеличивает контроль за деятельностью друг друга. Во-вторых, мы отдадим Счетную палату оппозиции по тем же мотивам. В-третьих, в случае прихода оппозиции к власти, к ее представителям будет жестче надзор со стороны правоохранителей. Ну и главное - сменяемость исполнительной власти, она обеспечивает снижение коррупционных связей.