В наши дни улица 7-го Ноября начинается от Александровского моста двумя небольшими скверами. Первый - Артиллеристов - с пушкой времен Великой Отечественной войны. Второй - сквер Семьи – специально для свадебных фотосессий, с беседкой и особыми лавочками, на которые молодожены вешают замочки. А 100 лет назад никаких скверов здесь не было, а была довольно плотная застройка.

Вплотную к мосту примыкали два больших каменных здания с красивыми лепными фасадами. На их вторые этажи можно было попасть прямо с моста по небольшим мостикам. Одно из этих зданий, ближе к Орлику, «дом купца Подшивалова». Напротив него, на месте современного сквера Артиллеристов, был «дом купца Хлебникова». Несмотря на то, что этих зданий уже давно нет и очень мало людей в современном Орле их помнят, дома эти и их владельцы оставили заметный след в истории Орла, и о них есть что рассказать. Начать свой рассказ я хочу с «дома Подшивалова», стоявшего когда-то на берегу Орлика.

Усадьба, известная как «дом купца Подшивалова», располагалась на месте современного сквера Семьи. В XIX веке у нее был адрес: улица Введенская, №1. Теперь это нечетная сторона улицы 7-го Ноября. Как и многие другие дома Орла XIX века, это здание, а точнее комплекс зданий городской усадьбы, много раз меняло владельцев и перестраивалось. Усадебное место на Введенской улице известно с середины XIX века. В 1850-е оно принадлежало купцу Рушенкову и его наследникам. Мещанин, а затем купец 2-й гильдии Подшивалов приобрел его в 1870-м и владел до 1918 года. По имени этого самого постоянного владельца мы и будем называть дом.

Подробности из жизни «дома Подшивалова» мы знаем из книги орловского историка А. Ю. Сарана «Как пойдешь по Болховской», в которой описаны все здания, когда-либо стоявшие на улице Ленина (прежде Болховской). И хотя домовладение Подшивалова большей частью находилось на Введенской улице, благодаря фасаду, обращенному на Болховскую, оно тоже попало в это описание.

Карта из книги А. Ю. Сарана «Как пойдешь по Болховской», черным выделен «дом Подшиваловых».

Читая данные в книге описания фактов из истории зданий, не перестаешь удивляться, сколько людей, разных контор и заведений умещалось на таком небольшом клочке земли.

Основное здание «подшиваловской» усадьбы имело форму равностороннего треугольника со срезанным углом, обращенным к Болховской. По стороне вдоль Орлика здание было двухэтажным. К Введенской были обращены одноэтажные пристройки. Расходящиеся крылья здания и глухая стена соседнего домовладения купца Останина образовывали двор-колодец, в который можно было попасть через две арки по улице Введенской.

План усадьбы из книги А. Ю. Сарана «Как пойдешь по Болховской»

В двухэтажной части с видом на Орлик в четырех-комнатной квартире жил сам купец Василий Акимович Подшивалов с семьей.

Вся остальная усадьба, включая небольшой одноэтажный деревянный домик во дворе основного здания, сдавалась купцом в аренду. Под квартирой купца Подшивалова, на первом этаже дома по берегу Орлика, был склад карет и экипажей купца Бабаева. Со стороны Введенской улицы в двухэтажном крыле здания находились пивная и номера (гостиница) Толкачевой. Торговали там в основном местным пивом завода Шильде, а также играли в бильярд на двух столах. В гостинице было 15 номеров. Она занимала второй этаж над пивной.

В одноэтажной пристройке со стороны Введенской улицы размещались лавки и мастерские мелких торговцев. Еще одна лавка была в подвале основного здания. Во дворе дом имел две деревянные пристройки. В них располагались две прачечные, где круглосуточно стирали и утюжили белье. В отдельно стоявшем деревянном домике во дворе жили прачки.

Одно только перечисление всех арендаторов дома купца Подшивалова завораживает. С трудом можно представить, как вся эта разношерстная компания уживалась между собой. А еще труднее представить нам, современным жителям Орла, как там жилось самому купцу. Не многие бы из нас, наверное, хотели жить в доме, где под твоей квартирой что-то вроде автосервиса, через стенку гостиница, под ней пивная с бильярдом, а во дворе прачечные и магазины. А купец Подшивалов это все в доме организовал сам и, наверное, был счастлив, что все так хорошо устроилось – доходы стабильно растут, дом не в залоге и даже застрахован на крупную сумму в страховом обществе «Надежда».

Правда, надо отметить, что с годами состав арендаторов сменился. В начале ХХ века из двух прачечных осталась одна, да и та вскоре съехала. Номера и пивная, не принесшие своей владелице Толкачевой ожидаемых доходов, закрылись. Лавок, судя по документам, тоже поубавилось. Но вряд ли здание пустовало. Скорее всего, его использовали как доходный дом – сдавали квартиры внаем на длительный срок. В 1914 году часть одноэтажного флигеля по Введенской арендовал художник Пономарев, занимавшийся росписью потолков и стен в домах богатых горожан, театрах и храмах.

В 1918-м купец Подшивалов бесследно исчез, а в его бывшем доме разместились несколько кустарных мастерских и лавок времен нэпа, обувной магазин и кабинет зубного врача. Со второй половины 1920-х дом был только жилым.

В войну бывший «дом Подшивалова» пострадал при взрыве Александровского моста отступавшими из Орла немецкими войсками — был поврежден фасад и выбиты окна, разрушена крыша одного из флигелей по улице 7-го Ноября. Все это можно увидеть на большом панорамном снимке, сделанном сразу после освобождения Орла 5 августа 1943 года.

Но, после возвращения мирной жизни, все было быстро восстановлено, и дом снова зажил своей обычной жизнью.

Послевоенное фото дома с уже новым Александровским мостом.

До сих пор неизвестна причина, почему только что восстановленный крепкий дом со всеми пристройками был полностью снесен в 1951 году. Скорее всего, он «пал жертвой» моды на скверы в центре города и новых планов по благоустройству улицы Ленина. Правда, с благоустройством получилось не очень. На снимке 1969 года на месте «дома Подшивалова» виден неуютный пустырь с несколькими чахлыми саженцами.

Чуть дольше «дома Подшивалова» продержался стоявший на противоположной стороне улицы «дом купца Хлебникова», на месте которого сейчас сквер Артиллеристов. Это было здание с более насыщенной и удивительной историей, о которой я еще обязательно расскажу.

Оригинал