После то ли роспуска, то ли не роспуска этой организации в конце прошлого года в Министерстве юстиции собираются регистрироваться две организации с таким названием. Руководство обеих организаций называет соперников самозванцами.

У меня по этому поводу три соображения.

Первое. Личные дрязги в марийском национальном движении появились в самым момент появления этого движения и не утихали всю историю его существования. Почитайте книги Ксенофонта Санукова «Марийская автономия» и «Из истории Марий Эл: трагедия 30-х годов», как марийские политики и интеллигенты друг на друга доносили в НКВД  и как по итогам этого доносительства в подвалах этой организации почти все тогдашние марийские политики и интеллигенты и полегли. Причём идеологическим момент в этих дрязгах мне всегда казался второстепенным. Главным же был вопрос, что за деятель будет рулить, пусть и ста членами организации.

Второе. Раскол нежелательных или просто неподконтрольных нынешнему политическому режиму в России организаций – давняя гэбэшная стратегия. Маркеловского откола «Мер Канаша» от «Марий Ушема» сегодня видимо оказалось недостаточно. Есть мнение, что «Марий Ушем» в 2016 году сыграл большую роль в победе Сергея Казанкова на выборах в Думу, помогал мобилизовать в пользу Казанкова (который, на минуточку, чуваш) электорат в самых глухих деревнях. Не уверен, что эта информация  правдива, но исполнительная власть Марий Эл может в это верить. Исполнительная власть не хочет больше сюрпризов на выборах, и для этой цели заинтересована в расколе и ослаблении «Марий Ушем».

Третье и главное. Раскол в «Марий Ушем» увеличит расстояние марийского национализма от власти над Марий Эл. Для меня марийский национализм кажется угрозой для живущих в Марий Эл русских. Пока марийские националисты далеко от власти в Марий Эл, нет  опасности превращения здесь русских  в людей второго сорта. Поэтому  горевать по поводу ослабления «Марий Ушем» я не стану.