Беда, что называется, не приходит одна. Вслед за петицией об отставке мэра Ярославля, которая набрала уже больше семи тысяч подписей, случилась еще одна напасть. Под стражу попал Ринат Искандерович Бадаев – правая рука мэра Ярославля Владимира Волкова по вопросам капитального и дорожного строительства.

Когда Кировский суд Ярославля все-таки определил Рината Бадаева под стражу сроком на два месяца, бурлили все новостные источники города. А чего бурлить, казалось бы? Или не привыкли мы к тому, что из мэрии Ярославля во времена совсем не былинные выводили под белы руки целые департаменты? К примеру, фамилии Розанов, Евдокимов и другие, звучали в том же контексте… Ну, попал человек под подозрение – дело-то житейское. Тем более, должность такая – и не хочешь, вроде бы, а все равно ходишь под внимательным взглядом компетентных органов.

В этой ситуации у работодателей заместителя мэра было ровно два пути выхода из ситуации. Какой из них лучше? «Оба хуже» - говорил в такой ситуации товарищ Джугашвили. Потому что первый путь диктовался непосредственно той крепкой дружбой, которая сопутствовала мэру и его заместителю на протяжении всего их продолжительного сотрудничества, начавшегося еще совместной работой в Подмосковье. Мэр, как юрист по образованию, вполне мог сослаться на презумпцию невиновности и заявить, что преступником человека может объявить только суд, а в деле наше беспристрастное следствие обязательно разберется – по существу и объективно. После чего выразить уверенность, что его заместитель с честью пройдет этот непростой этап своей жизни и вернется к исполнению своих обязанностей.

Вот только уверенности этой Владимир Михайлович, похоже, совсем не испытывает – потому и не выразил ее. Такое заявление, по большому счету, подразумевает ответственность за своего подчиненного. И если он, говоря словами классика, все же отличился на поприще «хапен зи гевезен» – и следствие докажет это суду – то мэру останется только написать заявление «по собственному желанию». Потому что при таком его умении подбирать себе подчиненных, занимать должность мэра Владимиру Михайловичу просто опасно… Чревато тем, что к любому заместителю мэра даже его подчиненные будут относиться с определенной опаской: вот ты тут распоряжаешься, мил человек, а может быть, тебя уже… того. В Коровниках камера ждет?

Имелся, конечно, и другой путь. Громогласно заявить, что бывший зам – волк в овечьей шкуре, тайком пробравшийся на муниципальный уровень власти. И что специальный отдел мэрии по противодействию коррупции (имеется в кулуарах городской власти и такой орган) уже давно держал заместителя мэра «на карандаше», да вот удача – параллельное ведомство опередило. «Дурную траву – хоть откуда вон!» – и все такое. Тогда следствие и суд при любом итоге не ухудшало положение городского руководителя. Другой вопрос, что это было бы прямое послание каждому, кто хочет войти в команду мэра – работай, но если что… За тебя никто слова доброго не скажет. Как правильно заметил в социальных сетях один депутат муниципалитета, и без того, в мэрии с кадрами как-то не густо: полгода не могут найти мэру заместителя по хозяйству, а вот теперь еще и вторая аналогичная вакансия будет пустовать. И ведь никто особенно на эти, казалось бы, привлекательные должности не рвется.

Поэтому в мэрии Ярославля выбрали третий путь, который в свое время так привлек главного оппонента Иосифа Виссарионовича. А именно: «Ни мира, ни войны, а армию – распустить». Мэрия попросту сделала вид, что Ринат Искандерович, хоть и работал в доме на Андропова, 6, но делал это так, по недоразумению. И уволен он в ночь на 16-е января, как раз тогда, когда на квартиру, которую он арендует в Ярославле, прибыли оперативники. На сайте информацию о бывшем заместителе мэра уничтожили в тот же день – и уже на ОГС в понедельник все было так благостно, словно заместителя мэра по вопросам капитального строительства никогда не было в природе. Правда и то, что взрослые люди на этом ОГС выглядели так же нелепо, как персонажи передачи «Голые и смешные»: держатся, вроде, с достоинством, но…

Но проблема-то в том, что, никак не определяя свое отношение к происшедшему, мэр все глубже погружается в ситуацию, которая у шахматистов называется «цугцванг» - когда каждый следующий ход, каким бы он ни был, ухудшает позицию ходящего. Чем больше уходит времени, тем меньше у мэра остается свободы политического маневра, возможности сохранить имидж пусть и не самого умелого, но относительно честного руководителя. Когда следствие закончится, не исключен такой поворот, что надеяться он сможет только на тех своих покровителей, которые провели его по всей карьерной лестнице: Новое Красково – Переславль-Залесский – Ярославль. И тут тоже возможны два варианта: дальнейшее повышение мэра и его команды, или потеря покровительства в высоких кругах. Правда, теперь куда уже его повышать – только что в города-миллионники - но там, во-первых, своих желающих, надо полагать, хватает… А, во-вторых, и народ живет чуть более активный и сплоченный, нежели в Ярославле. Потому главная беда Владимира Михайловича Волкова – вовсе не в том, что под ним закачалось кресло. А в том, что под этим креслом, вполне возможно, уже нет «подушки безопасности».

В этой ситуации и самим-то покровителям может стать весьма неуютно – события в стране происходят стремительно быстро... И они уберут эту внезапно ставшую слабой фигуру еще до того, как закончится следствие по делу Рината Бадаева. Правда, тут же возникнет вопрос: а что делать с городом? Им же должен кто-то управлять? Но это – уже совсем другая история.