Это мероприятие проходит с 1 ноября 2019 года по 20 января 2020 в Национальной Художественной Галерее. Такое название выставке дали, видимо, чтобы подчеркнуть ее высокий художественный уровень. По крайней мере, таким этот уровень казался организаторам. Выставлялись картины русских художников - Константина Маковского, Василия Поленова, Юлия Клевера, Константина Коровина, Алексея Степанова, Абрама Архипова, Николая Фешина, хранящиеся в Козьмодемьянских музеях.

Рекламу выставки я видел в социальных сетях. Была ли еще какая-нибудь реклама? Достаточно ли имевшейся рекламы для привлечения большой аудитории? Без знания планов руководства галереи ответить на эти вопросы нельзя. Непонятно, были ли частные партнеры выставки, или же все устроено за бюджетный счет. Прибыли организаторы за вход явно не получили. Меня спрашивают: возможно ли создать в Йошкар-Оле Третьяковскую галерею? Невозможно, так как большому музею не заработать на бедном населении. Еще меня спрашивают: стоит ли тратить деньги на подобные выставки, или лучше асфальт положить или еще что-то  осязаемое сделать? Этот вопрос имел бы смысл, если бы общество Марий Эл имело возможность контроля за расходованием бюджетных средств и желание осуществлять такой контроль. В нынешней ситуации, когда контроля нет, пусть лучше такие экскурсии будут. Альтернатива им не асфальт, а чиновничья дача в Черногории.

Я попал на авторскую экскурсию  по выставке с директором  Национальной галереи Еленой Бурнашевой 16 января. Экскурсовод вкладывала в рассказ душу: приятно смотреть на людей, которых прет от работы. В живописи того периода Бурнашева разбирается, при этом она не грузила сложными искусствоведческими терминами.

Для меня живопись по сравнению с кино и литературой бедна смыслом, вероятно, от недостатка знаний о ней. Особенно мне не близки картины художников, по творческому методу тяготевшие к подчеркиванию формы без интереса, что за этой формой скрывается. Таких картин на выставке было немало. Надеюсь, другие увидели в этих картинах достоинства, которых не увидел я.

16 января на экскурсию собралось около 50 человек, в основном старшего возраста. Это немало для Йошкар-Олы для одной из последних экскурсий по экспозиции. Зрители мне говорили, что пришли узнать больше о прошлом Марийского края, прикоснуться к прекрасному (очевидно, картины выставляемых художников зрители прекрасным посчитали). Аудитория внимательно слушала и внимательно рассматривала картины. Сюжеты картин, главным образом пейзажи и идиллии, внешняя красивость явно нашли отклик в душах зрителей. На лицах зрителей был написан искренний интерес, даже счастье. Если такая задача ставилась организаторами, то она выполнена. Прежде у меня было впечатление, что выставки, экскурсии, спектакли, производимые в современной России государственными учреждениями культуры, нужны только работникам этих учреждений и чиновникам от культуры для отчета. Зрители же уходят с этих мероприятий теми же людьми, которыми входили туда. Я был неправ: у какой-то части зрителей все это находит отклик.

Тут можно вспомнить суждение одного из выставляемых вчера художников Василия Поленова. "Общество, чем многостороннее его развитие, тем более сознает оно необходимость эстетического, тем насущнее является потребность искусства. История показывает, какое сильное влияние имеет искусство на человека, на его нравы, на их смягчение, на нравственное и умственное развитие. Обыкновенно куда проникала свобода, там являлось искусство, или куда проникало искусство, там развивался дух вольности, изгоняя дух подчинения. В отношении влияния на массу оно действует более сильно, чем наука".

Не согласен с Поленовым в части правдивости его утверждения в отношении современных России и Марий Эл. Что зрители вынесли из этих сюжетов для своей жизни? Полагаю, что искусство для них – способ сбежать в идеальный воображаемый мир, никак не связанный с их повседневными поступками. Такое впечатление я вынес из многолетних наблюдений за зрителями культурных мероприятий. Да и картины выставки несли подобные ценности – цени прекрасный момент, наслаждайся идеализированной красотой.

Надеюсь, дальнейшие мероприятия Национальной галереи также найдут отклик в душах зрителей. Пусть даже дальше этих душ этот отклик не пойдет.