Предлагаю вашему вниманию текст, присланный мне уважаемым автором, подпись которого - ниже.


Приближается знаменательная дата в истории Марий Эл - 100-летие образования республики. В вековой истории Марий Эл отразились все этапы государственного строительства России, периоды подъема, развития, застоя и упадка экономики, социальной сферы и культуры; менялись Конституция МАССР - Республики Марий Эл и, соответственно, законы и другие правовые акты, регулирующие жизнь в республике.

Невозможно переоценить значение в государственном строительстве республики её официальных символов – герба, флага и гимна. Саму возможность обретения собственной символики республика приобрела только в постсоветский период в начале 90-х годов прошлого века.

Первые версии официальных символов республики были утверждены Постановлениями Верховного Совета Республики Марий Эл:

Государственный флаг Республики Марий  Эл - от 3 сентября 1992 г.

Государственный герб Республики Марий Эл - от 21 января 1993 г.;               

Здесь на обоих символах впервые появляется «марийский крест» - с древности известный у финно-угорских народов солярный знак, лаконичная, узнаваемая и запоминающаяся орнаментальная фигура.

В соответствии со статьей 16 Конституции Республики Марий Эл принятием закона Республики Марий Эл «О Государственном гербе Республики Марий Эл и Государственном флаге Республики Марий Эл» от 28 ноября 2006 г.№1-З народы Марий Эл впервые за свою многовековую историю закрепили право на собственную символику.   

 

Решением Геральдического совета при Президенте РФ от 29 июня 2009 г., протокол №50, государственные символы Республики Марий Эл были внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с регистрационными номерами: герб — 5000; флаг — 5001.

В связи с этим совершенно необъяснимым и произвольным стало принятое и проведенное через Геральдический совет при Президенте Республики Марий Эл решение бывшего Президента Республики Л.И. Маркелова (ныне находящегося под следствием) о полном изменении государственных символов республики (заседание от 17 января 2011 г.). При этом были проигнорированы нормы Указа Президента Российской Федерации «О Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации», требующие согласование подобных изменений с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.   

Вопреки отрицательному заключению Геральдического совета при Президенте Российской Федерации и отказу в регистрации  новых официальных символов (письмо Президенту Республики Марий Эл от 18.03.2011г) решение о замене символики было принято Государственным Собранием Республики Марий Эл законом от 5 марта 2011 года (№ 1-З, с изменениями   от 08.06. 2011г. 28-3).

В связи с этим обстоятельством Республика Марий Эл в настоящее время является  субъектом Федерации, символика которого фактически не имеет государственной регистрации, признаётся только законами самой республики Марий Эл и в таком виде используется на практике.

Что являют собой основные фигуры в гербе республики образца 2011 года:

Новые официальные символы Марий Эл, в отличие от лаконичных и запоминающихся прежних знаков, представляют собой многословные композиции, содержащие в себе элементы безграмотного нарушения установленных традиционных геральдических правил и противоречивые символические трактовки. При этом на первый план в гербе вынесена агрессивная фигура червленого медведя, несущего элементы вооружения, а прежний мирный символ – «марийский крест» низведен до уровня второстепенного декоративного украшения на щитке, утратив своё прежнее символическое значение.

Червленый (красный) медведь.  Образ медведя в представлениях европейских народов крайне противоречив и, в зависимости от контекста, может наделяться чертами простоты и добродушной богатырской силы и, в то же время, отличается жадностью, злым и мстительным характером, похотливостью. В христианской и исламской традиции – медведь представляется как темная, жестокая сила, олицетворяет власть дьявола, обладает способностью перевоплощаться в человека (что вероятно связано с языческим происхождением символа).

В средневековой геральдике Западной Европы наряду со львом и орлом медведь зачастую выступал наиболее почитаемым символом (медведь по «праву силы» служил неким аналогом льва, его природным «заместителем», хотя и не обладал такими же его символическими качествами, как благородство и великодушие). В европейской геральдике медведь встречается исключительно в городских и земельных гербах (чаще в землях Германии, Швейцарии, Прибалтики) и обычно используется, как говорящий символ - по созвучию (Берн, Берлин, Нюрнберг). Традиционный геральдический цвет медведя – черный.

Медведь в России трактуется как символ предков языческих славянских и финно-угорских народов северо-восточного региона. В геральдической практике России медведь использовался в городских и земельных гербах. В исторических гербах Ярославля - медведь с секирой - как символ языческого наследия; Перми - медведь с Евангелием на спине - как символ победы христианства над язычеством.

На территории Марий Эл медведь как тотемный символ в археологических артефактах по утверждению д.и.н. О.В.Данилова (Данилов О. В. Языческие культы древнего населения Марийского Поволжья / О. В. Данилов; [ред.-сост. А. Г. Иванов, Д. Ю. Ефремова]. – Йошкар-Ола, 2016. – 336 с.: ил.) исчезает в IX веке, в дальнейшем будет представлять нижний (загробный) мир, выступать покровителем умерших предков и в последующем никогда не будет почитаться марийцами как символ поклонения. В современном мире в представлениях народа мари медведь встречается только как фольклорный персонаж сказок. В мифологических представлениях славянских и финно-угорских народов медведь выступает в разных качествах, является одним из покровителей семейного очага.

«На самом деле медведь никогда не обладал символическим значением в мировой геральдике, ибо, будучи животным регионального значения, применялся в качестве эмблемы лишь в германской и славянской геральдике, причем не как государственная эмблема, а как местная, территориальная». (Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. 1989 М.: изд. «Международные отношения).

В государственной символике изображения медведя обычно встречаются в качестве фигур -  щитодержателей больших, парадных гербов. В современной российской региональной символике черный медведь присутствует в гербах Карелии, Новгородской области и Хабаровского края.

Меч. Символ агрессии и защиты, важный символ власти, правосудия, высшей справедливости, проницательности, фаллической силы, разделения и смерти. «В государственной символике меч прочно обладает значением символа милитаризма, и поэтому найти меч в государственных гербах современных государств – нелегкая задача, ибо любая страна избегает прокламировать свой милитаризм как государственную политику» (Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика Год издания: 1989 М.: изд. «Международные отношения». 1989.).

Меч как дополнительная фигура в части щита присутствует в гербах Финляндии и Литвы. Меч острием вниз и в ножнах как атрибут правосудия и власти в эмблематической практике обычно включается в ведомственную символику юридических и силовых структур.

Молоток (маркел). Ничем не мотивированное изображение молотка-маркела, совмещенное с мечом в ножнах, в лапе медведя может трактоваться также двусмысленно; по западноевропейской мифологической традиции молот – атрибут бога-громовика, в позднейшее время используется как символ ремесла. В российской геральдике молоты помещались за гербами уездных городов в знак их промышленного значения как дополнительные элементы. В советской символике – серп и молот – основные государственные символы, а также молот обычно – символ рабочего класса и индустриализации. В данном случае с очевидностью прослеживается лишь желание Л.И. Маркелова увековечить себя в символике республики (по созвучию его фамилии и названия молота).

Малый лазоревый щиток в лапе медведя.  Необоснованное включение малого щитка в поле щита является недопустимой геральдической ошибкой. Щиток с марийским крестом, несомый медведем, в первую очередь напоминает государственный герб Марий Эл с произвольно измененным цветом поля щита – золота на лазурь; этот элемент в составе герба становится вовсе необъяснимым, искусственным, поскольку утрачивается символическая связь со всем целостным комплексом государственных символов до 2006 года.

Статусная золотая корона. В данном случае щит венчает «корона» несуществующего типа: это во всех отношениях образец ущербного в России геральдического новодела. Из заключения Геральдического совета при Президенте РФ «Применение такой короны в гербе Республики Марий Эл – курьёзно и совершенно неправомерно. Республика – не муниципальное образование, не сельское поселение, а субъект Российской Федерации, в связи с чем если в гербе применяется корона, то ею может быть только та корона, которая укажет на имеющийся у республики статус... Каждый случай использования корон особого вида нуждается в специальном обосновании и обязательном согласовании с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации на стадии проектирования». Таким образом, помещенная на гербе новосочиненная «корона» не демонстрирует ничего, кроме невежества её сочинителей (и дискредитирует тех, кто её утвердил в гербе).

Герб республики Марий Эл может быть увенчан только реальным статусным элементом в виде золотой короны установленного образца (о семи видимых зубцах), разработанной Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации как административный символ для субъекта Федерации, не имевшего в прошлом иных исторических или традиционных венцов (корон, шапок).

Государственный флаг Марий Эл, образца 2011 г.

Содержит в своем составе те же несуразицы и ошибки, что и герб, но усугублен дополнительными недостатками: состоит из белого полотнища, на котором помещается изображение герба с серебряным (белым) щитом, дополненного красной полосой в виде орнамента вдоль древка. Сама композиция флага полностью противоречит российским правилам составления флажной композиции, которая не допускает помещение на флаге изображения гербового щита. То, как создан нынешний флаг республики Марий Эл соответствует тому, в каком виде создаются флаги муниципальных образований в республике Беларусь.  

Представленные проекты изображений герба и флага не соответствуют достоинству и статусу государственного символа Республики Марий Эл, допускают большое количество противоречивых трактовок значения каждой отдельной фигуры и композиции герба и флага в целом, содержат ряд грубых геральдических и графических ошибок.

Крайне агрессивную символику фольклорного красного медведя с мечом в ножнах и молотком-маркелом в лапе, с фальшивым «марийским» щитком, возвратившегося из нижнего (загробного) мира и шествующего неизвестно куда и против кого, невозможно представить как символ устремленности народов Марий Эл в государственном строительстве, как идею мирного сосуществования и развития в семье народов России.

Государственные символы, основной функцией которых является презентация республики на российском и международном уровне, должны являться образцом геральдической безупречности, не должны в своем составе содержать каких-либо противоречивых, двусмысленных значений и толкований.

В заключении считаю нужным отметить: непризнанные в России государственные символы в этой версии могут ещё долго использоваться в официальном обиходе, в реквизитах делопроизводства, будут пропагандировать несостоявшиеся новоделы в целях «патриотического воспитания» и долгие годы на различных мероприятиях и форумах представлять символический облик республики за её пределами.

В условиях, когда  руководству властных структур республики известно ненормальное положение с символикой и предложены меры по исправлению допущенных ошибок, никаких шагов в этом направлении не предпринимается, складывается впечатление, что многие уже свыклись с этим положением и не придают никакого значения содержательной части официальных символов республики. Удивляет удручающе безразличная позиция со стороны общественников и партийных деятелей, представителей научной и творческой интеллигенции, в преддверии знаменательного юбилея странно и непонятно такое отношение к символическому облику своей республики, к тому, как она представлена в официальном общении с другими регионами России.

Надо  осознать: от всеобщего попустительства решение проблемы с восстановлением символов 2006 года и отказ от геральдических новоделов 2011 года сами по себе не осуществятся.

В этих условиях очевидна беспринципная позиция неучастия в решении этой проблемы со стороны Геральдического совета при Главе Республики Марий Эл (правда, их неквалифицированные действия только могут усугубить проблему, как это произошло в 2017 г. с наградными знаками республики).

Приходится констатировать -  успешное развитие геральдики в Марий Эл, в т.ч. символики муниципальных образований, с 2011 года фактически приостановилось, и что Республика Марий Эл вынуждена использовать крайне противоречивые, дурные по содержанию герб и флаг, а народ республики лишился права быть представленным во внешнем мире достойной символикой. Но примириться с таким положением нельзя.

Ефимов И.В.

Почетный член Российской академии художеств,

член комиссии Геральдического совета при Президенте РФ,

Заслуженный художник России,

Народный художник Марий Эл,

 

г. Йошкар-Ола 

2019 г.    

Следует также обратить внимание органов самоуправления города Йошкар-Ола на тот факт, что городской герб, измененный одновременно с гербом республики Марий Эл, до сих пор также не внесен (и не будет внесен) в Государственный геральдический регистр Российской Федерации, что является грубым нарушением закона «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 (статья 9). О причинах отказа в регистрации герба города Йошкар-Ола следует говорить отдельно.