В последнее время участились случаи внесения налоговыми органами записей в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридических лиц, в отношении которых внесена запись о недостоверности сведений.

Данное право появилось у регистрирующих органов в конце 2016 года после изменения Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц …», а именно дополнения пунктом 5, ст. 21.1. расширяющего перечень случаев по исключению юридических лиц.

На первый взгляд эта, вполне разумная норма должна использоваться для борьбы с недобросовестными фирмами, скрывающимися от налоговых органов и для борьбы с фирмами-однодневками, однако на практике у нас всё происходит через слово на букву Ж…

И это слово - Желание (а не то, о чем вы подумали, хотя… 😉), необъяснимое, непонятное желание должностных лиц налоговых подразделений (вот такое творческое новаторство в нормативном регулировании))).

Если вкратце, то процедура представляет из себя некий алгоритм, который начинается с проверки адреса, по результатам которой (при наличии малейших замечаний) в реестр вносится запись о недостоверности (кто-нибудь читает эти выписки из ЕГРЮЛ? вот честно?)), далее, по истечении 6 месяцев (может пройти и 2–3 года) регистрирующий орган принимает решение об исключении из реестра, которое публикуется в специальном журнале - и все, организация «пошла под откос». При этом их не смущает ни наличие систематически сдаваемой отчетности, ни наличие добросовестно оплачиваемых налогов и отчислений, ведь в основе решения лежит серьезный аргумент — наличие записи о недостоверности, часто возникающей на основании протокола проверки, составленного не выходя из кабинета.

Получается, налоговый орган в результате внутреннего формального взаимодействия между своими подразделениями признает организацию фактически недействующей, пометив ее этим клеймом со всеми вытекающими последствиями для репутации и ограничениями в хозяйственной деятельности, включая участие в госзакупках.

Такой неуклюжий механизм при Желании и гибкой совести недобросовестных исполнителей, может стать инструментом для манипуляций (информация для размышления законодателей и надзорных органов).

А пока, в ожидании торжества здравого смысла, приходится несчастным предпринимателям по несколько месяцев доказывать свою правду в судах - такая вот «поддержка» малого бизнеса).

03.12.2019