29 ноября, в администрации города Сыктывкар прошла конференция народов Коми, «Коми Войтыр». Данную конференцию посетили члены движения «За Новый Социализм Коми», Леонид Ларичев и я.

«Приключения» начались у входа.

Организаторы выставили ЧОП «Лавина» и не пускали на открытое мероприятие под предлогом, что сначала заходят делегаты. Само мероприятие проходило в зале «Парма-2», в зале 400 мест, делегатов в списках 250. На мой вопрос организаторам, о свободном посещении мероприятия при заполненных местах,ответили, что пускать не будут если мест не останется.

В это время, через «черный» вход самой администрации, в зал проходили гости чиновников, занимая места.

Пока народ стоял на улице, к зданию подошла толпа студентов, их пускали без проблем. Леонид Ларичев спросил, делегаты ли они, на что был дан положительный ответ.

Прошел почти час и надо было принимать решение, либо изыскивать способы попасть на конференцию, либо ретироваться.

В любой ситуации есть выход и товарищи, которые всегда помогут. Меня и Леонида Ларичева провели через кордон оцепления, депутат гос. совета республики Коми, член партии КПРФ Олег Алексеевич Михайлов. 

В холле я повстречал Сергея Елфимова, это лютеранский священник, житель Коми, который открыто призывает законодательно заменить русский язык на коми язык и обязать всех живущих в республике Коми называться Коми.

Я задал Сергею пару вопросов о коми языке и его изучению народами не коми, которых 80% в республике, однако через пару минут Сергей резко убежал, яко бы по забытым им делам. Диалог не состоялся.

В холле людей было не много, одни регистрировались, вторые пили чай, третьи брали устройство с наушником что бы слушать переводчика с коми языка.

Пройдя в зал, Леонид и я были весьма удивлены, зал полупустой, но при этом людей не внесенных в списки не пускали на открытое мероприятие.

Началось всё с выступления чиновников. и.о. мэра Сыктывкара Хозяйнова, рассказала нам, как они эффективно популяризируют коми культуру.

Показали нам слайды, как они установили новые мусорные баки и нарисовали оленя на стене дома. Это и есть, по мнению Хозяйновой продвижение Коми культуры. Показали нам комнату в библиотеке с телевизором на стене, где, по словам Хозяйновой, 800 книг на коми языке. Однако на фото мы не увидели ни одного читателя. Показали нам как проводятся собрания по изучению коми языка в школах, но на фото можно было насчитать всего шесть взрослых людей.

Конечно, всем было понятно, что это чистой воды профанация. Это было доказано одним из делегатов, который показал фотографии районного дома культуры, где потолки падают, стены разрушаются, туалеты не работают а персонал вынужден трудится в адских условиях.

На выступлении Удоратин призвал обязать всех, кто живет в республике Коми, называться коми и при переписи именно так указывать свою национальность. Напоминает как русские стали украинцами потому что живут в Украине.

На мой вопрос, что если негр приедет жить в Коми он тоже обязан стать коми по национальности? На что зал рассмеялся.

Под конец мероприятия, Сергей Елфимов взял слово.

По мнению Сергея, в «умирании» коми языка виноваты русские, потому что не учат коми язык и не говорят по коми в городе. Конечно непонятно, кто именно Сергею запрещает говорить в городе на коми языке и почему Сергей не ведет массовую работу по продвижению коми культуры в массы, но виноваты русские.

Сергей заявил, что необходимо законодательно заставлять всех кто живет в Коми учить коми язык, что бы говорили на коми языке. В этом он видит возрождение Коми культуры.

После Сергея выступил я.

В моей речи был призыв продвигать в массы коми культуру, не вводить законы ограничения, а вводить мотивации для людей. если будут преференции, то и коми язык будут учить больше людей.

«Пока вместо коми культуры чиновники тратят деньги на оленей нарисованных на стенах, а при этом рушатся районные дома культуры, люди не поймут, зачем им коми язык и что такое Коми культура. Покажите людям красоту коми культуры и они сами придут и попросят научить их коми языку. народ коми должен стать душой региона, который сплотит все народы республики Коми. Но законами и ограничениями этого не сделать» — сказал я.