Депутаты приняли в третьем, окончательном чтении закон, который уточняет действующие нормы демонстрации нацистской символики.

Соавтор законопроекта председатель Комитета по культуре Госдумы депутат Елена Ямпольская верно отметила, что, когда был принят полный запрет на демонстрацию нацистской символики, «возникла правовая коллизия, которая на протяжении последних лет являлась для общества серьезным раздражителем». 

Российские суды ежегодно привлекают более 2000 человек к ответственности по ч. 1 ст. 20.3 КоАП за демонстрацию нацистской и иной запрещенной, признанной экстремистской символики. И это число заметно растет (см статистику ниже). 

Необходимо отметить, что производство по подобным делам в настоящий момент носит конвеерный характер. Так, правоохранителям достаточно установить факт наличия изображения свастики, рун или иной запрещенной символики вроде «мертвой головы» и заручившись пояснением культуролога о соответствии имеющихся на теле в виде татуировки, на одежде, на картинке или видеозаписи в сети интернет символов запрещенным и передать дело в суд. 

Ключевое изменение — дополнение норм о запрете демонстрации нацистской символики дисклеймером «за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии». 

Теперь для привлечения гражданина к ответственности правоохранительным органам необходимо будет установить, формируется ли в процессе демонстрации запрещенной символики негативное отношение к идеологии, с которым связан символ и имеются ли признаки пропаганды или оправдания этой идеологии. 

Казалось бы, эти изменения усложняют массовое привлечение к ответственности за ту же свастику. На практике же в вопросном листе экспертам будут добавлены два вопроса о негативном отношении и признаках пропаганды (что, конечно, даёт возможность обеспечить защиту части привлекаемых лиц).

Между тем принятые сегодня изменения все еще не отвечают стандартам Европейского суда по правам человека, который в декабре 2017 года коммуницировал жалобу Семена Кочкина, подготовленную юристом Агоры Алексеем Глуховым. В частности, Европейский суд поставил перед российскими властями вопросы о том, насколько необходимым они считают привлечение к ответственности за демонстрацию запрещенной нацистской или экстремистской символики в сатирических целях. 

Немного статистики

В 2018 году было рассмотрено 2080 дел по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Из них 1549 было оштрафовано на 1 млн 841 тыс. 445 руб., а 103 понесли наказание в виде административного ареста.

В 1 полугодии 2019 было рассмотрено 1672 дела по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Из них 1282 было оштрафовано на 1 млн 456 тыс. 700 руб., а арестовано уже 106 человек.

Таким образом, наблюдается существенный рост количества преследуемых по этой статье. За 6 месяцев 2019 года суды арестовали за демонстрацию запрещенной символики людей больше, чем за весь 2018 год.

Оригинал