5 ноября Владимир Путин провел заседание Совета по русскому языку, где выступил с несколькими политическими заявлениями. Президент рассказал о «войне против русского языка», приказал разработать языковые нормы для властей всех уровней и СМИ, а также напомнил об «ответе Керзону» — отечественной замене «Википедии», до сих пор не созданной.

Дословно Владимир Путин в свойственном ему стиле милитари сказал: «Войну русскому языку объявляют не только пещерные русофобы, — а это мы тоже наблюдаем, думаю, что это не секрет, — разного рода маргиналы здесь активно работают и агрессивные националисты. К сожалению, в некоторых странах это становится вполне официальной государственной политикой». Перечень стран не был объявлен, в таких случаях каждый может додумать свое. Интересно, кто представит в этом ряду саму Россию?

Путин напомнил о проекте замены (?!) «Википедии» на «Большую российскую энциклопедию» — некий отечественный аналог, который обсуждался властями еще в сентябре. Существенно (если не главное): на создание проекта до 2022 года планируют выделить из бюджета почти 2 млрд руб. Кажется, в этой сумме — вся основная привлекательность проекта.

Удивительную на самом деле вещь сказал Путин: «По поводу „Википедии“... Лучше заменить ее Большой российской новой энциклопедией в электронном виде... Вот это будет, во всяком случае, достоверная информация, в хорошей современной форме предложенная».

Вы можете представить себе замену «Википедии» в современном мире? Что бы ни выходило в свет, куда исчезнет «Википедия»? Кто перестанет ею пользоваться только потому, что появилась еще одна энциклопедия? Зачем сталкивать их между собой? Зачем снова «война русскому языку»? В каком мире живут люди, предлагающие такие решения? В каком мире живет сам Владимир Путин?

Как назло, накануне о «клоачном» русском языке пропаганды высказался профессор Высшей школы экономики филолог Гасан Гусейнов, подвергшийся за свою запись в Facebook агрессивной обструкции со стороны руководства ВШЭ и всего сонма пропагандистов. Реакция на его реплику стала намного более значимой, чем сама реплика. Язык ненависти проявил себя в полной мере, доказав неслучайность ставшего теперь знаменитым нового мема.

Опять и снова — «война русскому языку». Но каждый раз — со стороны самих носителей языка, прочно ассоциирующих себя с властью, говорящих от имени государства.

«Война с русским языком» придумана теми, кто мыслит категориями войны. Язык — не засадный полк, не интервент, не оккупант. Язык — это основа культуры, без которой не может быть государства. Мыслящие и говорящие языком войны хотят войны и стремятся к войне. Язык войны приводит к настоящей войне. Язык войны — это тот самый «клоачный» изувеченный язык, который отравляет общество. Не подпускайте к себе язык подворотни, лжи и злобы. Это язык, обезображенный ненавистью. Забота о языке — это в первую очередь забота о мире и уважении к человеку.

Запреты бессильны. Старцы ХХ века не смогут запретить язык жизни современного человека, но они пытаются столкнуть нас во вчерашний день, потому что только в этом прошлом им удобно и комфортно, только на языке прошлого они могут мыслить и говорить. Они боятся смеха над собой, у них тоскливые лица и серые мысли. Они не понимают язык свободы и думают в своём скучном прошлом, что они могут остановить жизнь. Испортить — могут, остановить — нет. Будем поддерживать и защищать каждого, кто попал в лапы инквизиторов прошлого. И будем смеяться над ними. Смех разрушает стены ненависти.

Путин, русский язык и война. Шиес и Яблоко. Боливийский урок. Лайфках от колобка

Оригинал