Каждый год мы приходим сюда, к этому мемориальному камню, и это особый день в жизни всех семей, кого коснулся молох репрессий, и в жизни тех семей, кого он удивительным чудом не коснулся. Репрессии коснулись всех, потому что они изувечили всю жизнь в нашей стране. Они сделали жизнь нечеловеческой, они сделали жизнь полной страха, полной насилия, жестокости и несправедливости.

День памяти жертв политических репрессий должен был стать, по замыслу его инициаторов, днем покаяния государства и общества за те преступления, которые совершило государство.

До сих пор в нашей стране нет полного списка жертв политических репрессий. До сих пор идут споры, кто может быть оправдан, кто не может быть оправдан. До сих пор засекречены личные дела палачей, и потомки — уже внуки и правнуки — репрессированных в большинстве своем не могут узнать имена убийц. Это означает то, что государство защищает убийц: оно их покрывает, и оно себя с ними ассоциирует.

В воздухе Российского государства снова появилась тень Сталина. По Сталину скучают, по Сталину тоскуют, Сталина ждут. Каждый день его рождения и день его смерти люди, которых невозможно назвать иначе как безумцами, несут цветы к его могиле. И это страшно для страны, где потомки казненных несут цветы к могиле палача и людоеда.

Ответственность за такую атмосферу в стране, за такую слепоту, за такое безумие напрямую несет Российское государство. Оно до сих пор себя ассоциирует со сталинщиной. Оно не готово произнести ни слова покаяния, ни слова наказания.

По всей стране около этих камней, около этих памятников, около этих стен памяти собираются люди, для кого День памяти жертв политических репрессий — это личный день: это день личной трагедии и день личной ответственности.

В этом году, к величайшему нашему стыду, словосочетание «политический заключенный» стало современной российской историей. В Москве, в Санкт-Петербурге, в Пскове, в других городах нашей страны сотни людей сегодня арестованы, лишены свободы за инакомыслие. Точно так же, как 80 лет назад палачи Сталина арестовывали и казнили людей за инакомыслие, за свое мнение, за человеческое достоинство, точно так же сейчас их потомки, потомки вертухаев, потомки НКВД, арестовывают, лишают свободы людей за их личное мнение, за их человеческое достоинство.

В 2019 году, в XXI веке, в нашу страну вернулись политические репрессии. У этих репрессий уже есть жертвы: люди умирают, умирают их родные от приступов, от сердечных приступов.

Фактически то, что сейчас происходит в нашей стране, — это ползучая реставрация сталинщины. Она происходит именно потому, что сталинщина не осуждена на уровне государства, не признана государственным преступлением и имя Сталина не внесено в реестр государственных преступников навечно. Именно поэтому этот кошмар возвращается.

У нас есть с вами большая ответственность. Первая ответственность заключается в том, чтобы помнить и говорить о том, что было в нашей стране при большевиках. Дело не только в Сталине — дело в миллионах людей, которые были воспитаны при Сталине, в доносчиках, стукачах и палачах, в расстрельщиках, в абсолютных подонках, которые чувствовали себя вольготно. И точно так же сейчас начинают вольготно чувствовать себя другие люди при других людоедах.

До тех пор пока мы помним об этом, пока мы об этом говорим, пока мы несем свою личную ответственность за нашу страну, мы обязаны об этом говорить. Потому что только слово об этих преступлениях способно остановить новые преступления.

И у нас есть еще одна ответственность, кроме ответственности памяти, — это ответственность защиты и ответственность солидарности. Мы должны быть солидарны со всеми жертвами политических репрессий, живущими сегодня, со всеми политзаключенными. Мы должны говорить о том, что власти возвращают Сталина в современную Россию и это может завершиться крахом государства.

Мы не должны бояться, мы не должны скрывать свое мнение, мы не должны молчать. Это наша страна, это наши люди, мы не отдадим их никому.

 Видео на YouTube с митинга в Пскове.
 Подписаться на наш YouTube-канал.

Оригинал