Минюст потребовал ликвидировать движение "За права человека", возглавляемое Львом Пономаревым. Ведомство обратилось с соответствующим иском в Верховный суд РФ, сославшись при этом на многочисленные штрафы, которые постоянно получает правозащитная организация со стороны Роскомнадзора за нарушение закона об "иностранных агентах".

Вдумайтесь: одно из крупнейших, старейших (существует с конца 90-х годов прошлого столетия), известнейших и уважаемых российских правозащитных движений, за все годы своего существования помогшее тысячам и тысячам людям, которым не помогло или которых напрямую несправедливо преследовало государство, "За права человека" якобы финансировалось из-за рубежа. То есть неким зарубежным странам до соблюдения прав этих преследуемых, до соблюдения прав российских заключенных, до соблюдения норм Конституции РФ есть дело, а нашему отечеству, видимо, нет? Если так, то это очень прискорбно и позорно.

Сначала Льва Пономарева — человека, между прочим, далеко не юных лет и не богатырского здоровья — неоднократно задерживали на ненасильственных протестных акциях, бесконечно душили неподъемными и сомнительными штрафами. Потом, в феврале этого года, посадили в изолятор временного содержания — за то, что вышел на мирный сход граждан у здания ФСБ на Лубянской площади в Москве, чтобы защитить родителей юношей и девушек, фигурантов дурно пахнущего дела "Нового величия".

Лично я стала проявлять внимание к правозащитным вопросам в начале 2000-х годов, и первыми организациями, о деятельности которых я услышала, чья работа меня заинтересовала и привлекла, были "Мемориал" и движение "За права человека". И та, и другая признаны сейчас "иностранными агентами".

Я убеждена, что запущенная Минюстом юридическая процедура — это очередной шаг, направленный на уничтожение не только движения "За права человека", но и правозащитной деятельности в России вообще. Этот разрушительный закон, принятый в 2012 году, создал основу для закрытия целого ряда неудобных для властей некоммерческих и неправительственных организаций, не только в Москве, но и особенно в провинции, где многие НКО оказались не в состоянии нести расходы ни на денежные штрафы, ни на требуемую по закону отчетность. Это и некоторые региональные подразделения "Мемориала", и Комитет против пыток, и благотворительный фонд "Династия", поддерживавший науку, ученых, учителей, просветителей, а также многие другие очень нужные обществу организации.

Удушается любое проявление гражданской активности, взаимопомощи, солидарности, неравнодушия к проблемам общества. А наименование "иностранный агент", похоже, из позорящего ярлыка постепенно превращается в почетный титул, настолько уважаемая компания собирается.