Уна во нин дольӧны, мый колӧ вежны национальнӧй политика, но сёрниысь водзӧ уджыс оз мун. Коми йӧзлӧн пыр на эм надея, мый локтас кодкӧ да вӧчас миянлы бур олӧм, кутас дорйыны кыв да миянлысь войтырнымӧс. Воис кад, кор надея вылӧ надеяыс быри, кор колӧ аслынымлы босьтчыны да вежны олӧмнымӧс. Гӧгӧрвоана, мый местнӧй элитаяс кывзысьӧны Мӧскуалысь да воӧм «гастролёръяслысь». Кӧть эськӧн «Коми войтыр» ӧтмунӧм вермӧ сувтны паныд колониальнӧй политикалы, но мыйла кӧ тадзи оз вӧч. Мыйла абу коми войтырӧс дорйысьыс?! Водзӧ тадзи овны оз нин позь. Водзӧ тадзи овны миян абу правоным. Воис вежсьӧмъяслы кад и колӧ мед миянӧс кылiсны. Ми шуам «ДА» вежсьӧмъяслы! 

Гижӧдас ме петкӧдлі ассьым видзӧдласӧс, «мыйла» да «кыдз» колӧ вежсьыны коми ӧтмунӧмлы. Гижи рочӧн, ӧд эм уна коми йӧз, кодi оз тӧдны каналана кыв. Лыддьӧй, донъялӧй, вӧзйӧй. Ставыс миян сайын!


Я не застал 80-е годы, золотое время «Коми котыр», когда это был действительно представительный орган народа. Тогда люди, объединившись и подняв голос сумели добиться значительных льгот, добиться конституционного статуса для своих представителей. Народ поверил и поддержал эти требования.

Сейчас это наследие почти утрачено. Главный представитель целого народа, почти четверти населения региона словно заяц бегает в Желтый дом и клянчит по 50 - 100 тысяч на совершенно рядовые мероприятия. Собственных денег у организации, объединяющей актив целого народа нет. И абсолютно неважно ему у кого клянчить – был Торлопов с Гайзером – у них, сейчас пришло время Гапликова, завтра будет Зябликов, фамилия неважна.

Все познается в сравнении. Можно ли представить такое униженное, нетерпимое положение (я уж не говорю об Америке или Европе) в Татарстане? В Чечне, в Якутии? Можно представить, чтобы лидер якутов или чеченцев бегали через Стефановскую попросить немного денег на проведение очередной конференции или на командировку в Европу?

Это и есть сущий позор для народа. А самое страшное, что это лишь индикатор, проявление общей ситуации в которой оказался мой многострадальный народ. Пора сказать то, что все понимают, и что является фигурой умолчания, неудобной, жестокой правдой, которая убивает мой народ.

Кто сегодня в собственной республике в наиболее бесправном, забитом, бедственном положении. Не хочу чтоб меня упрекали в национальном подходе, поэтому просто проанализируем по районам. Наиболее тяжелое положение с работой, экономикой, дорогами, социалкой – больницами, школами, культурой в сельских районах. Удора, Ижма, Сысола, Усть-Кулом, Корткерос – именно там живут в массе своей коми. Находится ли в равном положении школьник или больной пенсионер в Ухте/Сыктывкаре и в Усть-Куломе/Визинге?

Ответ очевиден для всех, проблема лежит на поверхности. А есть ли какая-то целевая государственная программа по решению этих вопросов? Занимается ли этим государство в виде гигантского, вспученного госаппарата, начиная от прокуратуры и суда и заканчивая всеми мэрами-пэрами? Занимается ли Республика КОМИ спасением КОМИ? — Нет. Есть попытка усыпить бдительность, сгладить кризис за красивым фасадом «культурки» - вот вам и этнопарк, вот вам театр, вот песни-пляски. Это решает проблему? Нет, больше похоже на слова Марии Антуанетты – у них нет хлеба, так пусть едят пирожные.

Впрочем мой упрек не только и не столько к власти. Как будто мы не знаем, что интересует нашу олигархическую власть, кроме как набить карманы и свалить в США или Европу. Государство в России шевелится только тогда, когда его подталкивают к этому, обращают внимание на проблемы, заставляют работать. Кто должен поднимать, ставить перед властью все наши проблемы? «Коми войтыр», оно ведь как, назвался груздем – полезай в кузовок.

Я не согласен с обобщением, всегда страдающим упрощением, что весь «Коми войтыр» продался власти и сгнил. Я побывал на множестве собраний организации на местах – там полно людей здравомыслящих, активных, обеспокоенных ситуацией. Они тоже ждут перемен, им тоже не нужны продажные лидеры, они тоже требуют защиты прав простого коми человека, защиты народа.

Что волнует простого коми человека сегодня – исчезновение языка, под сурдинку изменения федерального законодательства его выдавливают из школы, с госслужбы, из делопроизводства, из СМИ. Много у нас сейчас следователей, прокуроров и судей, способных понять и защитить коми бабушку? Много у нас популярных коми газет или интернет-сайтов, где можно почитать правду о том, чем живет например мой родной Усть-Куломский район?

Простого коми человека волнует уничтожение системы образования и медицины на селе, ласково названное в Москве оптимизацией. Только в этом году планируют закрыть, точнее «оптимизировать» ещё несколько школ. Закрытие школы означает смерть конкретного села, это без приукрашательств так. При этом каждый год с высоких трибун мы слышим, что ни одна сельская школа или больница закрыта не будет, если на это не согласны местные жители. Красивая ложь.

Коми волнует растущий как снежный ком объем всевозможных федеральных регламентов, запретов и ограничений из-за чего обычный коми охотник, рыбак, грибник не сможет и в лес-то зайти, зато на его путике теперь охотхозяйства всех газпромолукойлов и прокуратуронадзорных органов и правоохранительных служб. Им (юпитеру) - можно, коми (быку) – нельзя. Неужели мы согласимся с этой навязанной ролью, мы, что, индейцы, люди второго сорта (и это касается не только коми жителей)?!

Коми волнует добыча нефти, газа, угля, бокситов, титана, вырубка лесов итд без всякой компенсации местному населению. По Конституции это все принадлежит народу. Все это добывается и утекает куда-то по дороге в сторону федерального центра, а коми остается лишь окончательно загаженная марсианская окрестность. Назвать ее природой язык не повернется. Вершина этой системы зла – Шиес. Весь проект в одной формуле: мы - Москве лес, нефть и газ, она нам – мусор и все это миллионами тонн.

Коми волнует отсутствие дорог, смерть местного бизнеса, отсутствие работы и поддержки государством местного, своего производителя и бизнесмена, своего работника. Все это лишь малая толика самых острых проблем и лишь крупными мазками. Скажите теперь – поднял ли голос «Коми войтыр» хоть по одной из этих проблем? Выступал ли он по проблеме Шиеса? По проблеме Коми Национального театра, созданного трудами и стараниями Горчаковой Светланы Гениевны, посвятившей всю себя этому детищу? По новым правилам для рыбалки или охоты? Про использование земельного фонда, вывоз песка и ПГС, нанося вред не только окружающей среде но и людям проживающим около «каръеров»? Про уничтожение языка? Да хоть двух помоздинских «зырянских тёток», оштрафованных судьей на 20 тысяч за пикет по Шиесу, национальное движение защищало?

Терпеть это далее невозможно, «Коми войтыр» должно снова стать представителем народа. Оно снова должно защищать обычного коми человека, «маленького человека», как его называют в русской литературе. Убежден, что каждый усть-куломский студент или ижемская бабушка будут четко знать, кто стоит на страже их интересов. Что для этого нужно?

Впереди – городская конференция коми народа в Сыктывкаре. А затем и очередной Съезд «Коми войтыр», я прошу всех, кто согласен с этими тезисами, кто видит те же проблемы, кто готов биться за жизнь своего народа – выдвигайтесь в делегаты, пробивайтесь на съезд, надо нам, всем вместе, а не чиновникам из правительства сформировать состав Исполкома, только тогда он будет бороться за права коми, а не за интересы Гапликова или Маркова, у них с правами все нормально, справятся и без нас.

В той ситуации, которая складывается в стране и Республике, сохранить Россию как государство и федерализм можно через активных, неравнодушных, простых людей, радеющих за общее дело.

Нам надо выработать новые принципы работы «Коми войтыр»:

  1. Открытость (сейчас все решения келейные, все делается узким междусобойчиком, что наводит мысли о коррупции). Почему не проводить все заседания в режиме онлайн, когда любой коми житель подключается к трансляции, высказывает свое мнение, подает предложения и идеи.
  2. Работа на земле. Организация это не элитарный клуб избранных, это люди, выдвинутые и избранные для решения проблем конкретных сел и деревень, увидеть их беды из высокого и теплого кабинета в Москве или Сыктывкаре, из окна своего черного внедорожника невозможно. Надо дневать и ночевать, работать что называется в поле, в городах и районах с простыми людьми.
  3. Надо объединяться с такими же представителями народов по республикам России, смотреть их опыт, учиться или учить, помогать друг другу, вместе мы – сила! У нас общие беды и проблемы, значит и решать их надо сообща, выходя объединенным фронтом на органы власти в Москве, именно федеральные чиновники принимают решения, а не Гапликов или его аналог в другом регионе.
  4. Надо объединять коми депутатов в особый совет, учить их защищать права местных жителей, строить общий совет депутатов для разработки законов не против коми, а во имя местного народа. Сейчас вся работа государства вокруг юриспруденции и закона, только построив эту работу мы сможем реально защищать права нашего народа. Если же какие-то депутаты любого уровня не готовы защищать права коми, выполнять наказы народа – мы должны приложить все усилия к их провалу на выборах, нам такие «слуги» не нужны.
  5. И самое главное – надо организации выходить на совершенно другой уровень задач, на разработку комплексной целевой программы защиты прав коми народа. Не песнями-плясками это делается, а бюджетным финансированием на строительство социальных объектов в коми районах, на обучение за рубежом лучших коми детей, на поддержку местного производства, на защиту и продвижение коми языка. Вот о чем должна болеть голова у чиновников региона и заставить их этим заниматься – наша задача.
  6. «Коми войтыр» следует создать целевой фонд будущих поколений и путем взаимодействия с крупнейшим бизнесом (Лукойл, Газпром, Роснефть, Транснефть, Северсталь, Монди Сыктывкарский ЛПК) наполнить его целевым финансированием. Все эти структуры получают многомиллиардные прибыли, забывая об интересах собственника природных богатств, о народе. Что мы будем делать, когда наши богатства будут исчерпаны? Единственный выход – норвежский путь, когда всех олигархов-природопользователей само общество на основе закона, цивилизованно заставляет делиться сверхприбылью и прозрачно, открыто распределяет эти деньги на проекты в сфере образования, здравоохранения, культуры, развития чистого, местного производства, на экологию. Именно такой фонд можно создать в «Коми войтыр», заставив корпорации поработать на народ, а не как сейчас.
  7. «Коми войтыр» надо создать правозащитное подразделение, которое будет помогать абсолютно бесправным простым жителям, представлять их перед государственными и муниципальными органами и в суде. Буквально пять-десять грамотных правозащитников-юристов смогут переломить ситуацию, когда мы на собственной земле ни на что не имеем права и ни на что не можем рассчитывать.
  8. «Коми войтыр» следует исходя из нынешнего опыта создать экологическое подразделение, посмотрите на масштаб проблем – на повестке Шиес, проект ядерного могильника под Ухтой, падающие высокотоксичные ступени ракет с Плесецка, нефтеразливы и чрезмерные вырубки леса прямо у населенных пунктов. Всем этим должны заниматься профессионалы на службе коми народа.
  9. Должна быть выстроена и информационная работа, чтобы говорить о защите прав коренного населения, просвещать народ, объединять его. Для этого надо требовать включения «Коми войтыр» в учредители комиязычных СМИ и районных газет. Наш голос должен быть слышен.
  10. Наконец есть и срочная задача – подготовка к переписи. Любой грамотный человек понимает, что от количества коми зависит наша сила, бюджетное финансирование на социалку и множество других государственных задач. Нам следует принять во Всероссийской переписи живейшее участие.

Так я, как делегат на Сыктывкарскую конференцию «Коми Войтыр», как активный коми человек и просто как гражданин России, вижу задачи движения, в котором хочу активно участвовать. Думаю, будет уместно обсудить эти идеи как программу реформирования «Коми войтыр» снизу, от земли.