Вчера стало известно, что группа американских сенаторов под руководством республиканца Марко Рубио и демократа Бена Кардина призвала к новым санкциям в отношении России из-за преследования оппозиционеров и нарушения прав человека. Ограничения предлагается ввести в рамках "акта Магнитского".

Авторы обращения на имя госсекретаря США Майка Помпео и главы Минфина Стивена Мнучина отмечают, что в число российских политических заключенных, в частности, входят участники мирных протестов, гражданские активисты, крымские татары, участники "нежелательных" организаций. Сенаторы упоминают в своем заявлении Алексея Пичугина, удерживаемого за решеткой уже 16 с лишним лет по делу ЮКОСа, и Константина Котова. Суд приговорил его к четырем годам колонии за неоднократное нарушение проведения публичных мероприятий. Котов участвовал в нескольких пикетах в поддержку политзаключенных.

"Мы призываем вас задействовать акт „О верховенстве закона и подотчетности имени Сергея Магнитского“ и „Глобальный акт Магнитского“ и ввести адресные санкции в отношении российских чиновников, несущих ответственность за нарушения прав человека", – сказано в письме.

Как сообщают СМИ, в Совете Федерации России уже успели осудить призыв сенаторов США к новым санкциям против генпрокурора Юрия Чайки, министра юстиции Александра Коновалова и экс-руководителя Федеральной службы исполнения наказаний Геннадий Корниенко.

Должна признаться, я не сторонница всевозможных черных списков, досок позора и тому подобного. Считаю, что за преступления против правосудия нужно наказывать в рамках справедливого судебного разбирательства, а не "басманным правосудием", не мстить, хоть и сказано: "...какою мерою мерите, такою же отмерится и вам".

Но знать поименно причастных к нарушению закона необходимо, отвечать (по закону!) за свои действия — тоже. Судьи, провозглашая приговоры, делают это "именем Российской Федерации". Однако за этой абстрактной формулировкой, за псевдосудебными процессами и неправосудными приговорами всегда стоят конкретные люди. Судья Алексей Криворучко, выносивший приговоры по "московскому делу". Судьи Наталья Олихвер, Владимир Усов, Петр Штундер, прокуроры Кира Гудим, Камиль Кашаев, Валерий Лахтин, следователи Буртовой, Банников, оперативный работник Смирнов, напрямую причастные к делу Алексея Пичугина, признанного "Мемориалом" политзаключенным и получившего два решения Европейского суда в свою пользу (РФ их не выполнила до сих пор). Это далеко не все. И это только исполнители. Впрочем, они не менее виноваты, потому что без них заказчики ничего не смогли бы сделать.

И если в какой-то стране этим людям скажут, что их из-за их конкретных действий не хотят там видеть (а нарушения прав человека в современном мире, что ни говорили бы наши чиновники, не являются внутренним делом отдельного государства), то в этом, на мой взгляд, нет ничего из ряда вон выходящего. Адресные, а не тотальные санкции, очевидно, могут послужить действенным инструментом. То, что российские чиновники уже не смеются над ними, как вначале, это подтверждает.

Но все-таки это временная и неполная мера. Разбираться с нашим "басманным правосудием" придется нам самим, и никто другой за нас это не сделает.