В детстве я была очень одинока. Но не осознавала этого. Я была одна по разным причинам.

Первое: я была бедно одета – и ровесников мой ободранный шарм мало притягивал.

Второе: мы часто переезжали (нет, папа не военный), поэтому заводить друзей иногда просто не хватало времени.

Третье: я была кацапкой в украинских селах, и меня часто дразнили и выгоняли отовсюду.

Но я не помню душевных мук по этому поводу. Моими любимыми занятиями были пешие прогулки по окрестным полям, лазанье по деревьям, собирание фруктов вдоль трасс. Я была очень занятой женщиной.

И когда моя деловая жизнь мне наскучивала, я всегда собирала вокруг себя толпу новых друзей. Как у меня это получалось, я уж и не вспомню. Была одиноким волчонком, пока мне это не наосточертело. Потом захотела общения – быстро собрала толпу. Мне кажется, это качество я прокачала еще в детстве, собрать толпу вокруг себя. Только в детстве у меня не было клуба, афиш, соцсетей. Тогда я просто вычисляла себе подобных, сегодня маркетологи назвали бы это целевой аудиторией. По внешнему виду, по скучающим шатаниям, по пытливому взгляду. И как я их заманивала в свои сети?

Ну, во-первых, я не подступалась к новому человеку, пока не обследовала новую местность. Находила что-то заброшенное или опасное, забавное или страшное. С этого и начинала.

- А ты знаешь, что за клубом кошка родила пять котят?

После этой фразы обычно не мог устоять никто. Мы шли в гости к кошке. После того, как мои слова оказывались правдой, я получала порцию доверия, мы вместе переживали приятные эмоции, кормили кормящую кошку, пристраивали подросших котят. У нас было совместное предприятие. Через пару дней вокруг меня уже была толпа, а я в ней была заводилой. Потому что это была моя кошка и мой секрет, которым я поделилась.

Я умела рассказывать истории, привирала, как сивый мерин, но детям нравилось. Приукрашала действительность. Просто на фоне их оседлости я была настоящим вагабондом, повидавшим много мест и людей, пережившим массу приключений: в реальной жизни или в голове.

А еще я подбивала детей на запретные поступки: зайти дальше территории села, залезть на заброшенную ферму. Мой папа был киномехаником, поэтому при мне всегда был трюк: сходить в гости к Феде в кинобудку. Там всегда стрекотали два киноаппарата, а в окошечко кино смотрелось таким необычным, что не отказывался никто.

В общем, друзей у меня всегда было в достатке, потому что я знала, чтобы собрать вокруг себя людей, нужно:
- удивить
- рассказать
- показать
- покормить (у меня часто были фрукты с автотрасс)
- подбить на что-то запретное
- вообще подбить на что-то новое

Если бы в те годы я умела записывать свои мысли, я бы создала первое в жизни руководство по арт-менеджменту, записанное ребенком.

Но главная моя мысль в другом. Одиночество – вещь управляемая. Если к нему подойти осознанно, оно будет служить тебе, как любое из человеческих состояний. Ты не должен страдать от одиночества. Это одиночество должно страдать от тебя. Если им управлять, то оно будет служить тебе, когда ты в нем будешь остро нуждаться. А когда оно тебе надоедает, бери список юного арт-менеджера Наташи и действуй по списку: корми, удивляй, собирай, рассказывай. И если ты все еще одинок, то тебе просто нравится одиночество.

Оригинал