Вчера, гуляя по деревенскому кладбище с. Бородиновка Варненского района Челябинской области, обнаружила, что старый каменный амвон из разрушенной в 1940-е годы церкви стоит в центре кладбища (я его смутно помню в детстве - стоял неподалеку от общих могил времен голодомора). А вот надписей на камне высеченных раньше не замечала. Плохо различимы, может, кто-то из разглядит, что на каждой стороне амвона высечено?

Делали их, как мне думается, как раз в голодомор, чтоб не забыть, кого в ямах хоронили, но не уверена. Огорчило то, что молодые жители села знать не знаю его историю и на месте общих могил уже начали своих хоронить, окидывая кости в сторону. Старики обходили это место общих захоронений стороной, никто в середине кладбища не хоронил, начиная с 1920-х, а молодежь хоть бы головой подумала, почему место пустое...

И еще одну загадку нашли местные краеведы: в деревне в 1980-х в одном старинном доме нашли надгробную плиту протоиерея г. Стерлитамака Базилевкого Федора Ивановича, умершего в 1848 году. Каким образом она вообще попала сюда - к нам в поселок - большая загадка. И, что самое главное, - цела ли его могила в Стерлитамаке и кто за ней присматривает - наверняка, плита должна лежать там.

Сделали запрос в Челябинскую митрополию - ответ, мол, может, украли. Думаю, что вряд ли украли - известно, что плита почему-то хранилась как раз в доме некогда церковного старосты, который был глубоко верующим и порядочным. Может быть, мои замечательные друзья Анатолий Владимирович Шалагин, Владимир БожеАндрей Ганин  подскажут краеведов в Башкирии, а так же тех, кто имеет доступ к архивам церкви и может пролить свет.

 
 
 

Оригинал