Село Деулино, о котором я впервые услышал 4 дня назад, как о месте похорон Э.Г. Арушанова, является историческим местом: в 1618 году здесь был заключено Деулинское перемирие. Перемирие было заключено между Россией и Речью Посполитой на 14, 5 лет. Вот на такие странные сроки в те времена заключались перемирия. Мир для России был крайне не выгоден: спорные Смоленск и Рославль отошли к Польше, правда при этом Речь Посполитая вернула занятый ею Козельск. По этому же договору Российский царь потерял право именоваться Повелителем Ливонии, а польский Владислав Четвертый получил право именоваться русским царем. 

Эдуард Гургенович был прописан в Москве, но жил здесь. Может быть, непростая история этого места давала ему силы. 
На похороны собралось немногим более ста человек: многие находились в отпуске или на дачах, а кому-то, как выяснилось позже, о смерти Эдуарда Гургеновича сообщить просто не успели или не догадались.



Русский дед Арушанова строил в Армении Севанскую ГЭС. А армянский отец Арушанова, Гурген Асцатурович, строил Московский метрополитен. В конце 1930-х, под землей на строительстве метро он познакомился со своей будущей женой. Некоторое время спустя они вступили в брак. Как рассказывал мне Эдуард Гургенович, здесь же под землей они и зачали Эдика.



Эдуард Гургенович жил с родителями в доме сотрудников Метростроя на Лосе, но в 1960-е годы переехал в Кунцево. К 1990-м годам он уже этот дом найти не смог, так как дом был снесен. Я много раз хотел опросить Эдуарда Гургеновича об его детской жизни в городе Бабушкин. Но так и не спросил. 

Эдуард Арушанов оставил на земле немалый след: Нурекская ГЭС, ракетные шахты в Сибири, станции метро Шаболовская, Ясенево, Калужская и многие другие – таков лишь небольшой перечень его заслуг перед человечеством. 



А еще – гаражи в Бибирево под линией ЛЭП. И разумеется, его работа в ОНК Московской области. 

В 4-й состав Общественной наблюдательной комиссии попало около 30 человек. Но первым заместителем председателя Антона Цветкова выбрали именно. Почему? 



Выступая на поминках, Почетный председатель ОНК Московской области, бывший депутат Госдумы и отец Закона "Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания" Валерий Васильевич Борщев (2 года он был напарником Эдуарда Гургеновича по посещению СИЗО и ИВС) отметил, что у Арушанова было редкое врожденное чувство человечности и справедливости. Посещая совершено чужих людей в полиции и в тюрьме, к каждому он относился, как к родному человеку. Но, если человек был мерзавцем, мог ему сказать прямо в лицо. 



Эдуард Гургенович жил помощью людям. Плановую госпитализацию в больницу он все время оттягивал: мол, вот поеду в колонии Можайска, после этого отправлюсь в больницу. А нам не хватило понимания и воли убедить его лечь в больницу. Так он и ушел, не дожив до 78 лет. Боюсь подумать, но все могло быть иначе. 

Друзья, берегите родных, берегите всех тех, кто Вам дорог. Если Вы их потеряете, то их уже не вернуть.

Оригинал